Транспорт в Лондоне

АВТОБУСЫ
Красных автобусов в Лондоне очень много. Ходят довольно часто: с интервалами 15 минут и меньше (хотя некоторые периферийные маршруты могут ходить реже). Все автобусы Лондона – низкопольные т.е. могут перевозить людей на инвалидных колясках. Исключение составляют десяток автобусов Routemaster на маршрутах 9 и 15.
Проезд во всех автобусах стоит одинаково, вне зависимости от зоны, времени и дальности поездки. На остановке останавливаете автобус взмахом руки, для выхода из автобуса сигнализируете кнопкой «стоп». Вход в первую дверь, выход – в среднюю. Для посадки в автобус достаточно показать водителю бумажный билет или дотронуться карточкой Oyster до желтого круга. Один сигнал означает, что можно проходить в салон.
В автобусы-гармошки, а также в маршруты 507 и 521, можно заходить в любую дверь. Валидаторы для карточек Oyster находятся при входе.
Классические лондонские Routemaster’ы работают на 9 (Кенсингтон – Пиккадилли – Олдвич) и 15 (Трафальгарская площадь – Олдвич – собор Св. Павла – Тауер) в дневное время, каждый день. Заходите через открытую площадку сзади, садитесь на место и ждёте кондуктора, который проверит или продаст билет.
Ночные маршруты ходят по всему Лондону (обычно с интервалами 30 минут).
Во всех автобуса информатор объявляет куда идёт автобус и следующую остановку. На каждой остановке висят расписания всех проходящих маршрутов, а также карты, которые показывают какие автобусы останавливаются на соседних остановках.
На автобусе (спереди) вместе с маршрутным номером всегда написано куда он идет. Обычно это – конечная остановка маршрута, хотя бывает, что автобус заканчивается раньше. Желательно всегда проверять куда же все-таки он идёт.

МЕТРО и поезда London Overground
Метро (London Underground, tube) самое старое в мире. Его очень много в центре, оно довольно развито на севере и северо-западе Лондона. На юге и востоке его уже меньше.
Начинает работу примерно с 5-6 утра и работает до полуночи. В центре поезда идут обычно с интервалами в 1-2-3 минуты, на концах линий интервалы могут доходить до 10-15 минут.
Вся система метро и железных дорог разделена на зоны. До недавнего времени это были зоны 1, 2, 3, 4, 5, 6, А, В, С и D. В 2009 зоны А, В, С и D превратились в 7, 8 и 9. Чем больше зон проезжаешь, тем дороже стоит билет.
Турникеты в метро стоят на входе и на выходе – бумажный билет надо сохранять в течение всей поездки. Карточкой Oyster надо дотрагиваться до жёлтого круга на входе и на выходе, даже если на станции турникеты открыты или их вообще нет (есть ещё такие станции).
Карты метро висят на всех станциях и платформах, также предлагаются бесплатные карманные карты.
Некоторые линии метро раздваиваются или даже растраиваются на концах – надо смотреть куда идет поезд. Поезда, как и автобусы, не всегда доходят до конечной станции – могут заканчиваться раньше.
При входе в метро, где-то рядом с турникетами, всегда есть доска или электронное табло, которые показывают как работают различные линии в данный момент. “Good service” – все работает как надо; “Minor delays” – возможны небольшие сбои; “Severe delays” – линия работает с проблемами и лучше искать альтернативные маршруты; “Suspended” – линия закрыта полностью или частично.
Кстати, по-выходным некоторые станции и линии (участки на линиях) метро закрывают на ремонт. В центре и так достаточно альтернативного транспорта, а вот за пределами центра обычно пускают специальные автобусы вдоль неарботающих линий.
Информацию о текущем состоянии метро, а также о планах по закрытию тех или иных линий/станций можно всегда найти на сайте Transport for London и на станциях метро.

ТРАМВАЙ
Трамвайная система в Лондоне относительно небольшая. Всего 3 маршрута на самом юге (4 – 6 зоны).
Проезд в нем стоит как в автобусе, карточкой Oyster надо прикладываться к валидаторам на остановках (в вагонах валидаторов нет) до входа в трамвай, а также на станции Wimbledon (только) при выходе.

DLR (Docklands Light Railway)
DLR входит в систему Transport for London – единственная железнодорожная система Великобритании полностю доступная людям на инвалидных колясках.
Проезд стоит как в метро (т.е. с учетом зон), карточкой Oyster надо прикладываться к валидаторам (жёлтый круг) как при входе, так и при выходе, хотя на большинстве станций турникетов нет вообще.

ПОЕЗД
Карточки Oyster действуют в большинстве поездов в пределах зон 1-6. Однако они не действуют в Heathrow Express (между аэропортом Хитроу и станцией Паддингтон) и Heathrow Connect (между аэропортом Хитроу и станцией Hayes & Harlington).

ТАКСИ
Такси в Лондоне двух видов – Black Cab и Minicab.
Black Cab – традиционное такси (не всегда черного цвета). Ловите на улице и едите куда надо. Некоторые даже приминают кредитные карточки.
Minicab – обычные машины, но их необходимо заказывать заранее по телефону (например, через отель). Minicab не имеют право подбирать пассажиров на улице. Стоимость проезда в Minicab ниже, чем в Black Cab.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Для обладателей проездного билета на карточке Oyster есть скидки.

ТУРИСТИЧЕСКИЕ АВТОБУСЫ
Для любителей ленивого отдыха две компании Big Bus Company и the Original Tour предоставляют обзорные экскурсии на двухетажных автобусах с открытым верхом. Маршруты проходят по всем самым известным достопримечательностям Лондона.
Билет на такой автобус будет стоить дорого, хотя позволяет выходить и заходить на любой остановке в течение дня.
Карточки Oyster и бумажные билеты Transport for London не действуют.

Тем же, кто желает сэкономить пару десятков фунтов, можно предложить добраться до все интересных достопримечательностей на обычном городском автобусе. Например:
9 – Наитсбридж – Пиккадилли – Трафальгарская площадь – Олдвич (Ковент Гарден)
11 – Собор Св. Павла - Олдвич (Ковент Гарден) - Трафальгарская площадь – Биг Бен / Вестминстерское Аббатство – Виктория – Челси
13 - Олдвич (Ковент Гарден) - Трафальгарская площадь – Пиккадилли – Оксфорд Стрит – Бейкер Стрит – Эбби Роуд
15 – Паддингтон - Оксфорд Стрит - Пиккадилли – Трафальгарская площадь - Собор Св. Павла – Тауер
и др.

БИЛЕТЫ
Система билетов довольно логична, хотя, на первый взгляд, может показаться сложной.
Самым распространенным билетом является Oyster – електронная многоразовая карточка. Работает в двух режимах: Pay As You Go (PAYG) – на карточку складывается некая сумма и за каждую поездку списывается стоимость проезда; и сезонный билет – покупается проездной билет на срок в один день, неделю, месяц, год и, в течение этого срока, можно ездить внутри покрытых зон и видов транспорта без ограничений. Сезонный билет можно комбинировать с PAYG – например, есть недельный билет на метро на зоны 1-4, а нужно поехать в 6 зону, - за дополнительные 5 и 6 зоны спишут деньги с PAYG.
Оформить и пополнить карточку Oyster можно на любой станции метро и многих магазинчиках (обычно по наружной рекламе видно если они работают с Oyster). За оформление карточки берется депозитб который возвращается когда карточка сдаётся обратно.
Важно прикоснуться карточкой к валидатору при входе и выходе из метро или железной дороги. Система работает так: если карточкой коснулись жёлтого круга при входе и проигнорировали его при выходе, или наоборот, не касались при входе, но привыходе пришлось её поднести к валидатору, то дополнительно к стоимости проезда будет автоматически списан и штраф в несколько фунтов.
В автобусах проезд с карточкой Oyster значительно дешевле, чем приобретение билета у водителя. Более того, водители не продают билеты в центре города, в автобусах-гармошках и в 507 и 521 маршрутах.

ТРАНСПОРТНЫЕ МУЗЕИ
Самым известным транспортным музеем Лондона является London Transport Museum в Ковент Гардене. Платный, работает постоянно, посвящён истории транспорта.
“Родственник” транспортного музея находится в двух шагах от станции Acton Town. Точнее, это деиствующее депо, где хранится и ретаврируется техника и всевозможные транспортные артефакты. Открыт он только несколько дней в году. Заранее можно узнать даты открытого дня на сайте London Transport Museum. Вход платный.
Рядом с аэропортом Хитроу находится бесплатный музей British Airways Museum. Автобусы 105, 111, 140 и 285 от центральной станции Хитроу.

КАК ДОБРАТЬСЯ
Аэропорт Хитроу (Heathrow):
Линия метро Пиккадилли (Piccadilly): от всех терминалов до центрального Лондона и дале на север.
Из Лондона в Хитроу часть поездов линии Пиккадилли идёт к терминалам 4 и 1-2-3 (не заходят к терминалу 5), а остальная часть идёт к терминалам 1-2-3 и 5 (не заходят к терминалу 4).
Поезд Heathrow Express: Терминал 5 – Терминалы 1-2-3 – Паддингтон
Поезд Heathrow Connect: Терминал 4 – Терминалы 1-2-3 и дале со всеми остановками до Паддингтона.
Автобусы National Express: до станции Виктория, а также по всей Великобритании.
Красные автобусы ходят только до прилегающих к Хитроу районов. Исключение: N9 – ночной маршрут до Трафальгарской площади и Олдвич (Aldwych).
Между терминалами аэропорта Хитроу
1-2-3 и 4 – Heathrow Connect (бесплатно между этими двумя станциями)
1-2-3 и 5 – Heathrow Express (бесплатно между этими двумя станциями)
1-2-3 и 5 – линия метро Пиккадилли
4 и 5 – автобусы 482 и 490

Аэропорт Гетвик (Gatwick):
Поезда до станций Виктория, Лондон Бридж (London Bridge) и Кингс Кросс (King’s Cross) с промежуточными остановками в южном Лондоне.
Поезд Gatwick Express: до станции Виктория (без остановок, но дороже, чем остальные поезда).
Автобусы National Express: до Виктории; до других аэропортов.

Аэропорт Стенстед (Stansted):
Поезд Stansted Express – до станции Ливерпуль Стрит (Liverpool Street).
Автобусы National Express: до Виктории (с рядом остановок в северном Лондоне) и Стратфорда (Stratford); до других аэропортов.
Автобусы Terravision: до Ливерпуль Стрит и Виктории.

Аэропорт Лутон (Luton):
Автобусы Green Line: до Виктории (с рядом остановок в северном Лондоне).

Аэропорт Сити (City):
DLR до станций Bank и Tower Gateway; местные красные автобусы.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
25 декабря – транспорт в Лодоне не ходит, вообще не ходит ничего.

Ночь с 31 декабря на 1 января – единственная ночь, когда работает метро. Более того, в эту ночь бесплатный проезд на всех красных автобусах, метро, трамвае и DLR.

Станция Greenford (линия Central, 4 зона) – работает единственный оставшийся деревянный эскалатор.

Станция Aldwych (закрыта в 1994; линия Piccadilly) – с улицы можно наблюдать два входа на станцию.

Участок между станциями Tottenham Court Road и Holborn (Линия Central): если приглядеться, то можно увидеть платформы закрытой в 60-ых годах станции British Museum.

Станция Sloane Square (линии District и Circle) – массивный желоб прямо над платформами – это подземная речка, которая “оказалась” немного над метро.

Линия Jubilee – самая новая в Лондоне; проходит под рекой Темзой 4 раза, а также – это единственная линия, которая пересекается со всеми остальными линиями метро.

Линия Circle (Кольцевая) с декабря 2009 перестает ходить по замкнутому кольцу.
Самая новая станция лондонского метро – Wood Lane (линия Hammersmith & City, зона 2) – открыта в октябре 2008.

Поезда DLR – автоматические (без водителя).
Линия Metropolitan простирается дальше всех от центрального Лондона и доходит до 9 зоны (станции Amersham и Chesham).