Железные дороги Германии: краткое руководство

Германия обладает достаточно разветвленной железнодорожной сетью для того, чтобы путешествовать по ее территории на поездах, не испытывая особого дискомфорта. Иногда использование железных дорог совместно с грамотным выбором тарифа позволяет проехать всю страну из конца в конец за очень небольшие деньги.

Прежде чем приступить к рассказу о том, как и где выбрать наиболее подходящий вашим целям тариф, поговорим немного о типах поездов. На сайте немецких ЖД - http://www.bahn.de - все поезда разделены на 2 большие группы - дальнего и ближнего следования, можно назвать их также скорые и региональные.

К скорым поездам относятся ICE (интерсити-экспресс), EC (евросити), IC (интерсити) и D. Первые развивают на отдельных специально подготовленных участках скорость до 330 км/ч, на обычных же перегонах их скорость мало отличается от двух других типов скорых поездов. На длинных дистанциях в 500-600 км, таких как Кельн-Берлин или Мюнхен-Кельн, ICE не только позволяют выиграть час-полтора по сравнению с остальными скорыми поездами, а зачастую также помогают избежать некоторых пересадок.

Помимо высокой скорости, поезда ICE, которые на момент написания статьи существуют уже в третьем поколении, отличаются повышенным уровнем комфорта и продуманностью компоновки .
Класс вагона (1 или 2) обозначен в промежутке между окнами большой серой цифрой. Рядом с дверью расположено электронное табло с номером вагона и маршрутом. Двери открываются и закрываются автоматически. Компоновка вагона стандартна - все места сидячие. Обычно в вагонах 2 класса стоят два ряда спаренных кресел, разделенные центральным проходом и установленные по/или против хода поезда. 4 группы сидений в центре салона расположены vis-a-vis и разделены столиками. Как правило, эти места снабжены розетками для ноутбуков. В отдельных поездах есть WLAN. Некоторые зоны сидений считаются "тихими" - не предназначенными для пользования мобильными телефонами. Иногда в конце вагона может встретиться купейный отсек на 6 сидений. В ручках кресел находится управление приемом радиопрограмм (подключение наушников стандартное, их при желании можно купить у проводника). В кармане впередистоящего кресла или на столике лежит ваше персональное расписание. Для багажа предусмотрены как вместительные полки над сиденьями, так и специальные двухярусные отсеки для крупногабаритных вещей. При дефиците места крупногабаритные чемоданы можно поставить и в центральном проходе. Посколько вагоны герметичны, а рельсовые стыки заварены, то движение происходит почти бесшумно. Скорость движения обычно высвечивается в торце салона. При посадке в подходящий ICE желательно проследить, чтобы сесть именно в ваш поезд - зачастую состав разделен на 2 половины, имеющие разные номера и разные станции назначения. Во избежание недоразумений и беготни вдоль состава все части платформ имеют буквенные обозначения, а на стендах с расписанием приведены крупные схемы, в какой именно зоне останавливается конкретный вагон.

Два следующих вида скорых поездов - ЕС и IС - практически не различаются между собой, все места в них также сидячие, иногда в вагоне бывают выделено 1-2 купе на 10 мест. Космическим видом ICE они не обладают, электронные табло заменяют обычные таблички...

Во все скорые внутригерманские поезда можно садиться, не бронируя место (услуга бронирования стоит от 2 до 5 евро). При этом вы можете сесть в любое свободное кресло в вагоне вашего класса. Правда, нужно быть готовым к тому, что место это, возможно, придется освободить по первому требованию - в том случае, если придет пассажир, его зарезервировавший. Информация о том, зарезервировано ли кресло, указана на табло (в ICE) или на обычной табличке вверху (в ЕС и IС)- там проставлен перегон, на котором место будет занято другим пассажиром. Учитывайте, что забронировать место можно за 10 мин до посадки, поэтому отсутствие таблички не всегда (но чаще всего) гарантирует, что место до конца вашей поездки останется за вами. В любом случае, проход между креслами, ресторан, бистро, тамбуры, на худой конец туалет находятся в вашем полном распоряжении...

В скорых, как, впрочем, и в региональных поездах считается вполне нормальным занять пустое соседнее кресло своими вещами или одеждой и освободить его для другого пассажира лишь по просьбе последнего.
Равно как никто не будет шокирован, если вы положите ноги без обуви на пустое кресло, расположенное напротив. О соблюдении обычных норм гигиены (хотя бы 2 раза - зимой и летом) я не напоминаю.))

Региональные поезда (IRE, RE, RB, S и десятки частных линий) - аналог наших электричек - ходят на расстояние до 100-200 км... S-Bahn, формально входящий в систему DB, мы рассматривать не будем. Существует два основных типа таких поездов - одно- и двухэтажные. Последние - покомфортнее. Также распространены местные поезда, состоящие из пары вагончиков вполне космического вида, больше напоминающие трамваи... Разнообразие их типов достаточно велико. Региональные поезда интересны нам в двух отношениях - на них действуют многие дешевые групповые билеты, а также тем, что без билета в них садиться не рекомендуется…

Напомню, что всех немецких поездах уже несколько лет запрещено курение.

Билеты и тарифы

1. Где купить

Билеты на поезда можно приобрести следующими путями:

-купить в вокзальной кассе (Reisezentrum) или в аккредитованном при DB турбюро;
-купить онлайн на сайте DB, оплатив кредитной картой (есть и другие, здесь не рассматриваемые возможности оплаты онлайн);
-купить в автомате на вокзале;
-купить у контролера непосредственно в поезде;

Покупка билетов у живого человека всегда обойдется дороже, чем онлайн или в автомате - разница в цене от 2 до 5(а на Thalys даже до 7) евро. При этом нужно учитывать, что ночью продажа не ведется, а на многих маленьких станциях в целях экономии рейзецентры закрыты вообще. Часто бывают очереди, поскольку в обязанности оператора входит, помимо простой продажи билета, также и подбор самого выгодного из возможных для вас маршрута и тарифа.
Онлайн-продажа производится лишь на маршруты длиннее 51 км. При желании ее можно совершить без регистрации на сайте DB.

Покупки в автоматах, обладающих, как правило - в зависимости от модели - шестиязычным интерфейсом - достаточно простое дело. Оплатить можно кредитной, банковской (не всегда) картой, и лишь в в некоторых моделях - наличными. При оплате в автомате наличными нужно учитывать заранее, что принимаются купюры достоинством до 50 евро включительно, причем максимальный номинал принимаемых банкнот зависит от стоимости билета, т.е. может быть ограничен 10 или 20 евро... Кроме продажи билетов автомат можно использовать также и для поиска самого удобного для вас маршрута, после чего бесплатно распечатать себе карточку с расписанием вашей предполагаемой поездки - и уже с ней, если вы, к примеру, опасаетесь, что вас не поймут, подойти к билетному кассиру.

Билеты, за исключением особо оговоренных поездов, можно купить и непосредственно в поезде. В большинстве случаев это обойдется вам на 10% дороже (но минимум на 2, макс на 10 евро), чем в кассе. Групповые и акционные билеты в поезде не продаются. О своем желании купить билет вы должны заявить, как только к вам подойдет проводник-контролер, сопровождающий каждый поезд (в т.ч. и электричку). Если вы едете на поезде, курсирующем в пределах одного местного тарифного объединения, то посадка в поезд без билета может быть расценена как безбилетный проезд. Если на станции при отсутствии кассы отсутствует или вышел из строя автомат, принимающий наличные, то поездку можно начать без билета.

Если вам срочно нужно ехать, но либо нет времени разбираться с автоматом, либо в автомате не указана нужная вам станция, то можно быстро купить Fahrkarte Anfangsstrecke - начальный билет - за 15 (в отдельных федеральных землях - за 10 евро) - цену которого вам зачтут в поезде при продаже билета до конечного пункта по обычному тарифу без наценки.

Все билеты, кроме специально оговоренных случаев, должны быть прокомпостированы перед посадкой, если на вокзале или на платформе имеется компостер.

Какой билет вам нужен

Сразу скажу, что все особенности покупки билетов и все существующие тарифы я не опишу - более подробно с ними можно ознакомиться на сайте DB, где все это кратко описано на 110 страницах формата А4.

Постараюсь охватить лишь те, которые оказываются наиболее выгодными в турпоездках.

Обычные билеты:
Продажа, как правило, возможна за 3 месяца.
Существует 3 класса билетов, в зависимости от типа поездов, на которых можно ехать: ICE, IC/EC и С (региональные). При этом с билетом класса С можно сесть и на поезд более высоко класса - в этом случае придется произвести доплату в поезде.
Преимущества:
- полная свобода передвижения на любых поездах без привязки к конкретному поезду;
- действительны в течение месяца;
- подлежат обмену и возврату
Недостаток только один - цена обычного билета "Normalpreis" не уступает цене билета на самолет.

Sparpreis 50
Оганиченное число билетов по этому тарифу со скидкой в 50% от обычной предлагается почти на все скорые поезда. Минимальная цена билета в оба конца - 38 евро вторым классом. Тариф предусматривает привязку к конкретным поездам. Обязательна покупка туда и обратно. Во временной интервал между "туда" и "обратно" должна попасть минимум одна ночь с сб на вскр, либо обе поездки должны проходить в выходной. Дети до 6 лет едут бесплатно, с 6 до 14 также бесплатно, но должны быть внесены в билет сопровождающего лица. При совместной поездке от двух до 5 человек все, начиная со второго, платят половинную цену. Возврат или обмен возможны в срок до 1 суток до начала поездки - сбор 15 евро.

Sparpreis 25
Скидка в 25% от нормальной цены, этим тарифом можно восрользоваться, если не осталось билетов по Sparpreis 50.

Кроме вышеупомянутых постоянных тарифов существует большой спектр временных акций. Нам наиболее интересны следующие, действующие весь 2009 год:

„Dauer-Spezial“-
билет можно купить не менее чем за 3 дня до поездки, ехать можно как в один конец, так и в оба. Для поездки вторым классом цены в одном направлении фиксированы на уровне 29 € - 39 € - 49 € - 59 € - 69 €. Доплата и переход из 2го класса в первый невозможна. Билеты привязаны к конкретному поезду. При отмене или опоздании поезда можно продолжить движение на следующем. Обмен и возврат исключены. Цена билета при покупке в кассе повышается на 5 евро за одно направление.

„Freizeit-Ticket"
Действительны для отдельных направлений на конкретный день в основном на поездах IC/EC, а на направлениях Кельн-Майнц и Зинген-Штуттгарт на ICE:
Hamburg – Bremen, Hamburg – Hannover, Hamburg – Rostock, Hannover – Göttingen, Köln - Mainz/Wiesbaden, München – Salzburg, Nürnberg – Stuttgart, Singen – Stuttgart. Есть ограничения по дням недели - на некоторые из указанных направлений „Freizeit-Ticket" не продаются на пятницу и субботу. Цены фиксированные - от 19 до 39 евро за поездку в оба конца (в автомате или онлайн, в кассе +5 евро). Естественно, что эти билеты можно при желании использовать не на всю дистанцию поездки, а покинуть поезд или же сесть в него на нужной вам промежуточной станции.

С международными тарифами, которые предлагают по цене от 19, 29, 39 и т.д. евро посетить различные страны Европы - Europa-Spezial, Surf & Rail International и некоторыми другими - лучше ознакомиться на странице http://www.bahn.de/p/view/angebot/angeb ... ng.shtml#4

Пора рассказать о столь любимых туристами групповых билетах.
Существует два основных вида этих билетов: билет выходного дня Schönes-Wochenende-Ticket и земельные билеты Länder-Tickets.

Schönes-Wochenende-Ticket действителен для групп до 5 человек (либо до двух взрослых и любого количества их детей или внуков до 14 лет) во всех поездах ближнего следования, принадлежащих DB AG (S-Bahn, RB, IRE, RE), на большинстве частых линий, а во многих городах также и в наземном транспорте на всей территории Германии, части территории Польши и в Зальцбурге. Цена билета составляет 37 евро в автомате, 39 - в кассе и 40.70 - у проводника (покупка в поезде невозможна в пределах городских транспортых объединений и на территории Баварии). Билет позволяет без ограничений количества поездок передвигаться в указанный в билете день с 00 часов до 03.00 часов следующего дня. Класс вагона ограничен вторым. В соответствующее поле необходимо вписать имя лица, собирающего пользоваться билетом самую длинную часть маршрута, и при необходимости предъявить удостоверение личности.

Länder-Tickets позволяют совершать поездки группами до 5 человек на территории одной федеральной земли во всех поездах ближнего следования, принадлежащих DB AG (S-Bahn, RB, IRE, RE), на большинстве частых линий, а во многих городах также и в наземном транспорте. Для городов Берлин, Гамбург и Бремен в зону действия включены и окружающие их федеральные земли Бранденбург и Ниж. Саксония или Шлезвиг-Гольштейн. Земельные билеты действительны по будням с 9.00 до 3.00 следующих суток, а по выходным и праздничным дням с 00.00 до 3.00 следующих суток.

Если вам в будни нужно двинуться в путь раньше 9.00, то необходимо дополнительно приобрести билеты до первой станции, остановка на которой производится после этого времени.

Иногда зона действия билета выходит за пределы федеральной земли. При этом праздничные дни, различающиеся в разных землях, учитываются лишь тогда, когда они объявлены праздничными в земле, выдавшей билет. К примеру, если в Баварии праздничный день, а в Баден-Вюртемберге - нет, то в баварском Меммингене, в котором действует Baden-Württemberg-Ticket, этот билет будет действителен в этот день лишь с 9.00.

Почти во всех землях существуют варианты земельных билетов для одиночек Сингл, а в некоторых есть также ночные билеты, позволяющие передвигаться с 18.00 до 06.00 (до 07.00 в ночь на птн, сб. и праздничные дни)

Купить билеты можно как в кассах, так и в автоматах - и DB, и общественного транспорта.
Класс вагона ограничен вторым. В соответствующее поле необходимо вписать имя лица, собирающего пользоваться билетом самую длинную часть маршрута, и при необходимости предъявить удостоверение личности. Цена Länder-Tickets колеблется в разных землях в интервале 25-30 евро, а вариант "сингл" стоит от 18 евро.

Случается, что оба групповых билета действуют в скорых поездах IC, но о такой удаче можно узнать лишь из объявлений диктора на вокзале перед приходом поезда.

На днях DB вновь запустил в продажу билет "Quer-durchs-Land-Ticket" - "Через всю страну из конца в конец". Билет действует в поездах S-Bahn, RB, IRE, RE и действителен для неограниченного числа поездок по всей территории Германии по будням с 9.00 до 3.00 следующих суток. Цена в автомате 42 евро, за каждого последующего пассажира (могут ехать максимум 5 человек) берется доплата 6 евро.

Прилагается карта из описания билета с указанием примерного времени в пути при передвижении местными поездами между некоторыми городами.

Изображение
Что там за страховка? как написано, можете скопировать?
Если это страховка типа жизни-здоровья в пути, то нет, не надо вам такую страховку, у вас же уже будет страховка для выезда за рубеж. Если это какая нибудь страховка от отмены бронирования, то и она, как правило, совершенно бесполезна и тоже не нужна (ИМХО).

99 на всю семью до гамбурга лично мне кажется нормальной ценой. Впрочем, я совсем не разбираюсь в групповых и семейных билетах в германии (не было повода).

В принципе, резервация места тоже не обязательна. Просто садитесь на свободное. Разве что редко бывает так, чтоб без резервации прямо все 4 свободные места были рядом, а так места обычно есть.
Поняла, это страховка от бронирования. Не буду нажимать на эту галочку. Ещё подскажите, пожалуйста, а где надо набирать паспортные данные всех пассажиров? А билет будет один на всех один?
И не знаете, по какой карточке надо рассчитываться? Можно Visa Elektron? Или лучше рассчитываться Visa Klassik? Сегодня вечером, из дома уже буду выкупать, дальше ждать рискованно.
Паспортные данные для билетов не требуются. Требуются данные банковской карты, и эту карту нужно иметь с собой в поезде. Виза электрон не подойдет, на ней нет CVV кода (три цифры на обороте).
Вообще в Германии есть недорогие групповые билеты (можно покупать на месте). В выходные дни это "Шёнес-Вохенэнде" http://www.bahn.de/p/view/angebot/regio ... cket.shtml
А в будни это http://www.bahn.de/p/view/angebot/regio/qdl.shtml
Но с ними можно ездить только на региональных поездах во втором классе, что увеличивает время поездки. Возможно, Вам это будет неудобно.
Пытаюсь зарегистрироваться на сайте bahn.de
Запрашивает какие-то данные. Подскажите, пожалуйста, что такое?
PLZ*, Ort*
Я покупала без регистрации. По-моему, это индекс и город (орт - значит место).
Luna_T :Я покупала без регистрации. По-моему, это индекс и город (орт - значит место).
Я не смогла купить без регистрации
Уже час бьюсь, ничего не получается :mad :mad
Пишите мне, я прямо сейчас могу вам помочь.

В чем именно проблема? Какую ошибку сайт выдает? зарегистрироваться полезно в любом случае, т.к таким образом вы всегда будете иметь доступ ко всем вашим покупкам, даже прошлым.

Да, это индекс и город. Я регистрировалась, в этих полях себе поставила 1000 Bruxelles, все работает
Спасибо огромное! Вроде получилось, в полях, о которых я спрашивала, написала отсебячину (Азия, KAZ), вроде приняли, прислали билеты на Е-майл. Ещё вопросик! Есть какие-то особенности в билете? На что нужно обратить внимание? Какие все отзывчивые на этом форуме!
Билет должен быть распечатал на листе А4, без изменения масштаба.

В билете будет квадратный штрих код. Не сгибайте распечатку по этому коду, код должен считаться.

Про то, что с собой в поезд надо не забыть взять кредитку, которой был куплен билет, вам уже сказали.
В качестве идентификации у вас эту кредитку могут попросить показать (тоже вставят в терминал).

Вроде все особенности :)
Удачного путешествия :)
Распечатали билет, вместо букв вышли иероглифы. Не знаете, почему?
ElmiraN :Распечатали билет, вместо букв вышли иероглифы. Не знаете, почему?
Проблема с кодировкой или шрифтами.
Из какого приложения печатаете? Акробат ридер? Или что-то другое?

В окошке "свойства печати" посмотрите, выбраны ли там шрифты и какие.

Или попробуйте напечатать на другой принтер, возможно, проблемы с драйвером принтера.
Скорее всего, так оно и есть. Завтра попробуем распечатать на работе. Спасибо Вам огромное ещё раз за помощь, за оперативные ответы!!!
Будут вопросы по Казахстану, обращайтесь!
Было приятно с Вами общаться... :-D :-D
Да не за что :) И вам спасибо, мне тоже было приятно с Вами общаться :)
Удачного отдыха :)
Уважаемый altedo! Спасибо за руководство, многое прояснилось в голове :) собираемся попутешествовать с мужем зимой из Праги в Нюрнберг и Мюнхен именно на поездах. Если нетрудно, ответьте, пожалуйста, на вопрос: при поиске билетов на сайте http://www.bahn.com среди результатов в поле Products указано BUS. Это действительно билеты на автобус или какая-то аббревиатура-обозначение поезда?
elinao :среди результатов в поле Products указано BUS. Это действительно билеты на автобус или какая-то аббревиатура-обозначение поезда?
Это действительно автобус, сайт Дойчебан и их показывает. Если щелкнуть по галочке слева от варианта проезда, можно посмотреть детали поездки. в т.ч. номер автобуса. Иногда бывает, что на каком-то участке идет ремонт ж/д путей, и пускают автобус по маршруту поезда. В таком случае в автобус сажают по билету на поезд.
partisanne :Да не за что :) И вам спасибо, мне тоже было приятно с Вами общаться :)
Удачного отдыха :)
И снова здравствуйте! Были в Европе в июле (Прага-Вена-Берлин-Гамбург). Из Берлина в Гамбург ехали на поезде ICE. Билеты покупали по рекомендациям Partisanne и Luna_T. Всё прошло отлично. Так что большое спасибо за помощь!
Добрый день!
Планируем во время новогодних каникул путешествие по Чехии - Германии. В период с 28 декабря по 10 января предстоят железнодорожные переезды Берлин - Прага, Прага - Мюнхен - Прага, Прага - Берлин. Хочу купить билеты заранее через инет. Но вот вопрос. Есть ли разница у кого их брать - у немцев или у чехов? Если на сайте дойчебана билеты уже можно купить, то чешские железнодорожники пока ограничивают продажу датой 9 декабря. Есть смысл чего-то ждать в надежде, что чехи предложат цену поинтереснее?
Заранее спасибо.
А попробуйтн сравнить билеты на 9 декабря у немцев и у чехов. Если у чехов сильно выгоднее, то можно подождать.
Только почему маршрут в Мюнхен оба раза через Прагу? Останавливаться там будете? А то можно и Мюнхен - Берлин.
Luna_T :А попробуйтн сравнить билеты на 9 декабря у немцев и у чехов. Если у чехов сильно выгоднее, то можно подождать.
Только почему маршрут в Мюнхен оба раза через Прагу? Останавливаться там будете? А то можно и Мюнхен - Берлин.
Мы рассматривали вариант, чтобы сразу из Мюнхена в Берлин возвращаться.
Но у нас ребятни много, а обратный перелет ужасно неудобный (Берлин - Франкфурт, потом на следующие сутки из Франкфурта прямой в Новосибирск). Тогда бы получилась весьма насыщенная обратная дорога - суток трое, наверное. Поэтому решили в Мюнхен выбраться в середине путешествия с возвратом в Прагу.

По поводу сравнения цен, может кому пригодится.
Задал сопоставимые условия поиска билетов на поезд Берлин - Прага туда/обратно через 7 дней. На семью из 5 человек (двое взрослых, два ребенка, и один младенец) немцы самый дешевый вариант предложили 136 евро, а чехи 740 Крон. Странно, конечно, но разница весьма ощутимая. Поэтому, наверное, подожду пока чехи "вскроются" и начнут он-лайн продажу билетов на новогодние каникулы
Добрый день, собираемся ехать в Германию, нам надо доехать из Берлина в Rheine на севере Германии, подскажите как нам лучше поехать??? с немецким не очень((( были на сайте http://www.bahn.com не понятно, у него там нет такого города( или выпадают проходящие поезда со стоимостью билета около 3160руб. по переписке я поняла, что что-то не то (по цене, вы пишете 39 евро, или для нашего пути эта цена не распростороняется??? может быть подскажите "куда" смотреть)) поездка намечена на 23 декабря, в принципе можно взять и назад. как я поняла если брать "туда-обратно" дешевле?! назад 2-го января, действуют ли такие билеты на 10 дней??? и как понять какой город относится к какой земле... хотим за это время покататься по городам Гамбрг, Бремен...
Не могу сама разобраться как лучше из Берлина доехать до Гамбурга - поездом получается 325 евро на двоих, что крайне дорого (без пересадок). Может есть другой вариант? или что-то не поняла ан сайте ЖД дорог Германии. Буду признательна.
Поездка планируется 30 мая, назад в Берлин нужно вернуться 06 июня.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, действует ли Länder Ticket на поезда ME (metropol) и некий D?
Что это за типы поездов такие ?! Никогда не встречал. По любому "земельные билеты" действуют только в соответствующих землях. Есть возможность сэкономить, например, путешествуя во Франкфурт на Майне из Баварии(по Байер тикету, соответственно) оформить zuschlag(доплату) от городка Khal (последний в Баварии на границе земель) до Франкфурта. Я ехал с Нюрнберга. Выходит дешевле. НО надо учесть что "земельные тикеты" не действуют в интер-сити экспресах, а "региональные"(в которых эти тикеты действуюи) могут находиться в пути в 2 раза дольше(не 2 часа а 4).
вот вам( если не не уберут) сайт Дойче бана http://www.bahn.de/p/view/index.shtml
Подскажите, а ходят поезда в другие страны. Интересует Дортмунд - Амстердам, прямого поезда к сожелению не нашел....
Pikkok :Подскажите, а ходят поезда в другие страны. Интересует Дортмунд - Амстердам, прямого поезда к сожелению не нашел....
ходят.
постом выше есть ссылка на сайт дойчебана, там и расписание, и цены, и билет купить можно http://www.bahn.de