Навигация
- Главная форума
-
Оповещения
Зарегистрируйтесь сейчасПолучите возможность задавать вопросы нашим экспертам, участвовать в розыгрышах туров и просто стать частью крупнейшего русскоязычного туристического сообщества!РегистрацияУже есть аккаунт?Войти
- Активные темы
- Форумы по странам
- Общие форумы
- Отзывы туристов
Новое на сайте
Новости
Открытие аэропорта в Сухуме: что известно на сегодня, и когда запустят первые рейсы в Абхазию
Туристов, вернувшихся из Абхазии и вовремя не сдавших тесты на COVID-19, оправдали
Повторного закрытия границ с Абхазией в этом году не будет
Перейти ко всем новостям
Форум об Абхазии
Общаемся в Абхазии по-абхазски
Дорогие форумчане. Прочитала в Разговорах...об общении в Абхазии по-абхазски. Идея захватила. "Не познав языка, не познаешь народ!". Предлагаю новую тему, но еще ее и расширить , чтобы в этой теме речь шла не только о словаре абхазско-русском,не только о правильном произношении и написании слов, населенных пунктов, но также можно обычаи, законы, примеры гостеприимства и радушия абхазов.( Чтобы приехав туда, народ знал вот так нельзя, а вот так нужно!) Прошу поддержать темку, многим она пригодиться.
Для Sundu: может еще успеете что из разговорничка вложить в тему до отъезда. Было бы здорово.
( Я запомнила одно смешное слово- джиджуха ( по абхазски как-то так!) - это чурчхелла ( по грузински).
Для Sundu: может еще успеете что из разговорничка вложить в тему до отъезда. Было бы здорово.
( Я запомнила одно смешное слово- джиджуха ( по абхазски как-то так!) - это чурчхелла ( по грузински).

Ответить

угхьАазгойт - я скучаю по тебе
угхьАазган - я скучала по тебе
дАара угхьАазган - я ОЧЕНЬ скучала по тебе
дУи бзИуп - уважаемый
дабхйОз БзИуп - уважаемая
Ауа бзИуп - уважаемые
пхащарOп - стыдно
амц - неправда
баша - ерунда
сыпсы сшьоит - отдыхаю
хайбабот- увидимся,до встречи
угхьАазган - я скучала по тебе
дАара угхьАазган - я ОЧЕНЬ скучала по тебе
дУи бзИуп - уважаемый
дабхйОз БзИуп - уважаемая
Ауа бзИуп - уважаемые
пхащарOп - стыдно
амц - неправда
баша - ерунда
сыпсы сшьоит - отдыхаю
хайбабот- увидимся,до встречи
Ответить
Уара- это обращение к мужчине
Обара к женщине
Сара- я
Сара бара бзиа уз бойт- я тебя люблю(обращение к женщине)
Сара уара бзиа уз бойт- я тебя люблю(обращение к мужчине)
Бызбзиа бызбойт- тоже люблю( ответ на признание в любви)...
Приятного аппетита - Ихааны иуфааит
На здоровье - Хавалс иоут
============
Ара уааи - приезжай сюда (обращение женского рода к мужскому)
Ара бааи - приезжай сюда (обращение мужского рода к женскому)
Сара уара быгухьаазгойт - я скучаю по тебе (обращение жен.рода к муж.)
Ажь - виноград
Сара ажь бзиа избойт - я люблю виноград
Амшын - море
Сыхаара - сладкий
Сыбзиа -хороший мой
Амра - солнце
Сара амра бзиа избойт - я люблю солнце
Амза - луна
Апсуаа - абхазец
Сара апсуаа бзиа узбойт - я люблю абхаза
Сара сапсыуоуп - я абхазка
Бара быпшдзоуп - ты красивая
Анца - бог
Иудасныхалоит - поздравляю
Исаат икаи? - сколько время?
Умиа бзиаз - счастливого пути
Сара стелефон сасоит - я звоню
Уара сара сугуалашфо - ты помнишь меня
Иухьдзи - как тебя зовут (обращение жен.рода к муж.)
Ибьхдзи - как тебя зовут (обращение муж.рода к жен.)
Асы - снег
Агу - сердце
Уаайгуара сыказар стахуп -хочу быть рядом!
Сырпха - согрей меня
Сыпшаа - найди меня
Сыпшааойт - я найду тебя (обращение от женск.рода)
Обара к женщине
Сара- я
Сара бара бзиа уз бойт- я тебя люблю(обращение к женщине)
Сара уара бзиа уз бойт- я тебя люблю(обращение к мужчине)
Бызбзиа бызбойт- тоже люблю( ответ на признание в любви)...
Приятного аппетита - Ихааны иуфааит
На здоровье - Хавалс иоут
============
Ара уааи - приезжай сюда (обращение женского рода к мужскому)
Ара бааи - приезжай сюда (обращение мужского рода к женскому)
Сара уара быгухьаазгойт - я скучаю по тебе (обращение жен.рода к муж.)
Ажь - виноград
Сара ажь бзиа избойт - я люблю виноград
Амшын - море
Сыхаара - сладкий
Сыбзиа -хороший мой
Амра - солнце
Сара амра бзиа избойт - я люблю солнце
Амза - луна
Апсуаа - абхазец
Сара апсуаа бзиа узбойт - я люблю абхаза
Сара сапсыуоуп - я абхазка
Бара быпшдзоуп - ты красивая
Анца - бог
Иудасныхалоит - поздравляю
Исаат икаи? - сколько время?
Умиа бзиаз - счастливого пути
Сара стелефон сасоит - я звоню
Уара сара сугуалашфо - ты помнишь меня
Иухьдзи - как тебя зовут (обращение жен.рода к муж.)
Ибьхдзи - как тебя зовут (обращение муж.рода к жен.)
Асы - снег
Агу - сердце
Уаайгуара сыказар стахуп -хочу быть рядом!
Сырпха - согрей меня
Сыпшаа - найди меня
Сыпшааойт - я найду тебя (обращение от женск.рода)
Ответить
Кстати, я нашла в инете самоучитель абхазского языка, если кто-то заинтересовался - пишите в личку, вышлю ссылку.
---------------------
И ещё мне понравилось об Апацках:
Апацха (или просто Пацха) - нежилое помещение, одним словом кухня в абхазском дворе. Это сейчас во всю преподносят пацху, как ресторан абхазской (кавказской) кухни, а раньше это было практически неотъемлимой частью абхазского дома. Когда строился дом, то обязательно строилась во дворе Апацха. С виду апацха представляет собой своего рода хижину.
У каждого строителя свой секрет плетения апацхи.
---------------------
И ещё мне понравилось об Апацках:
Апацха (или просто Пацха) - нежилое помещение, одним словом кухня в абхазском дворе. Это сейчас во всю преподносят пацху, как ресторан абхазской (кавказской) кухни, а раньше это было практически неотъемлимой частью абхазского дома. Когда строился дом, то обязательно строилась во дворе Апацха. С виду апацха представляет собой своего рода хижину.
У каждого строителя свой секрет плетения апацхи.
Ответить
для cameia: Лекна ! Жесть! Ос обенно " Мы с вами вместе будем уничтожать саранчу". А вот разговор коллекчионеров порадовал : вон какие камешки перечисляются, значит все это было ( и есть возможно!) в горах.
Ответить
А меня улыбнула тема пролетариата - права советской женщины и т.п....ARTO :для cameia: Лекна ! Жесть! Ос обенно " Мы с вами вместе будем уничтожать саранчу". А вот разговор коллекчионеров порадовал : вон какие камешки перечисляются, значит все это было ( и есть возможно!) в горах.

Оль, а по поводу камушков предлагаешь сходить на добычу?...


Ответить


Абхазия: цены ниже!
Лена, если сходить на добычу, это мы с тобой окупим поездку(во позавидует отдыхающий, кому бюджетный отпуск не удался)cameia :А меня улыбнула тема пролетариата - права советской женщины и т.п....ARTO :для cameia: Лекна ! Жесть! Ос обенно " Мы с вами вместе будем уничтожать саранчу". А вот разговор коллекчионеров порадовал : вон какие камешки перечисляются, значит все это было ( и есть возможно!) в горах.
Оль, а по поводу камушков предлагаешь сходить на добычу?...![]()
Ответить
Запасаемся компасами!...ARTO :
Лена, если сходить на добычу, это мы с тобой окупим поездку(во позавидует отдыхающий, кому бюджетный отпуск не удался)

Ответить
Ты уж в скобочках перевод ставь... Я ещё изучаю первую страничку по самоучителю - там такого слова нет...ARTO :для cameia: Хайбабот!

Ответить
cameia :Ты уж в скобочках перевод ставь... Я ещё изучаю первую страничку по самоучителю - там такого слова нет...ARTO :для cameia: Хайбабот!

Это я чуточку повыделывалась, написала, тут же опять забыла

Ответить
Итабуп (спасибо).
Икои? (как дела?)
Икои? (как дела?)
Ответить
для cameia: нет, придется словарь иметь при себе, запомнить ваще не могу!
Ответить
А ты записывай наиболее распространённые фразы:ARTO :для cameia: нет, придется словарь иметь при себе, запомнить ваще не могу!
Хар сымам - (всё в порядке).
Там на слух воспринимать будет легче. Хотя - изучение языка без языковой практики - сущий бред!...


Ответить
Будучи в Абхазии, необходимо знать о некоторых особенностях общения с местным населением, чтобы случайно не попасть в неприятную ситуацию.
Начать с того, что в Абхазии не принято горланить на улицах песни (даже, если и выпили лишнего), или вести себя иным шумным образом, а также громко разговаривать или кричать!
Имейте в виду, громкий окрик местными жителями может быть воспринят, как оскорбление со всеми вытекающими из этого последствиями.
Даже на базаре жители Абхазии сохраняют спокойствие и не повышают голоса для привлечения покупателей!
Поэтому в городах и селах Абхазии на улицах почти не слышно громкой музыки и практически нет открытых (вне помещений) танцплощадок. В летних кафе, конечно, можно послушать музыку, сидя за чашкой кофе, бокалом вина или кружкой пива. Но и в этом случае музыка не ревет во всю мощь, а звучит приглушенно.
Если вы уже бывали в Абхазии, то могли заметить такую особенность: несмотря на то, что местные жители живут под жарким южным солнцем… они практически не имеют загара!
Это оттого, что в Абхазии не принято показывать обнаженное тело. Поэтому местные мужчины не носят столь привычных для отдыхающих шорт, а женщины, как правило, одеты в платья, закрывающие плечи, и имеющие юбки, подол которых должен обязательно закрывать колени.
Открытые колени местные женщины до сих пор считают верхом неприличия, но терпят такое бесстыдство со стороны отдыхающих. Хотя для местной молодежи в вопросах закрытости рук и шеи имеются и определенные послабления.
Даже в курортных городах Абхазии, не говоря уже о других населенных пунктах, несмотря на близость моря, не принято появляться на улице в одном купальнике (плавках). Купальник (плавки) уместны на пляже, но вызывают резкую негативную реакцию, если вы попытаетесь так пройтись по городу или поселку.
А теперь представьте, как среди такого пуританского общества выглядят россиянки, щеголяющие в одеждах, которых практически нет. Взять, хотя бы, мини-юбки…
В свою очередь, такая открытость тела, в купе со стереотипом о курортных романах, порождает ложное представление о доступности россиянок. Поэтому представительницам прекрасного пола, приезжающим сюда из России, нужно быть готовым к чрезвычайно пристальному вниманию со стороны мужчин.
В свою очередь, россиянкам при общении с местными мужчинами обязательно необходимо проявлять сдержанность в эмоциях и поведении, не давать ложных обещаний и намеков.
Местные мужчины достаточно воспитаны, чтобы не претендовать на "продолжение банкета", если им дать понять это с самого начала. Но если этого своевременно не сделать, то отделаться от местных джигитов будет не так просто!
Впрочем, нередко нами, россиянами, доброе к нам отношение воспринимается, как навязчивость местного населения. Например, на улице может подойти совершенно незнакомый человек и поинтересоваться, хорошо ли вам отдыхается.
Для нас, россиян, живущих в совершенно другом мире, такое проявление интереса со стороны жителей Абхазии выглядит подозрительно. Мы, загнанные в условия полудикого рынка, во всем видим скрытую корысть, а для жителей Абхазии - это определенная ответственность перед гостем (т.е. перед нами, туристами и отдыхающими), исполнение неписаного закона гостеприимства, который, хотя и с видоизменениями, соблюдается и в наши дни.
Согласно этому закону гостеприимства, приезжая на море, мы попадаем в гости не только к конкретной семье (у которой снимаете жилплощадь).
В той или иной степени мы являемся гостями для всего поселка, а все жители, по отношению к нам, тоже считаются как бы хозяевами. А с момента прихода и до прощальной минуты гость должен находиться в центре внимания всего семейства, родственников и соседей...
Помните, что гость, входя во двор, должен первым приветствовать хозяев. Причем, это правило межнациональное.
В дом, согласно не только традициям абхазов, но и других народов Кавказа, первым должен войти его хозяин, а затем уже гость. А вот за стол гость должен сесть первым. Хозяева не сядут, пока этого не сделает гость. Это стояние перед гостем является проявлением к нему уважения.
У абхазов, как и других народов Кавказа, принято вставать, если пришел любой взрослый мужчина, что считается признаком глубокого уважения к нему. При появлении женщины мужчины также могут встать, но традиции не обязывают этого делать.
Однако в отношении отдыхающих из России этот обычай - вставать перед вошедшим - не всегда соблюдается. Возможно потому, что и россияне о нем не знают, или не соблюдают.
Так же и в общественных местах, например, в кафе, все входящие в помещение игнорируются, если они незнакомы и не собираются присоединиться к компании. Но "в своем кругу" эта традиция приветствия вставанием соблюдается неукоснительно
Начать с того, что в Абхазии не принято горланить на улицах песни (даже, если и выпили лишнего), или вести себя иным шумным образом, а также громко разговаривать или кричать!
Имейте в виду, громкий окрик местными жителями может быть воспринят, как оскорбление со всеми вытекающими из этого последствиями.
Даже на базаре жители Абхазии сохраняют спокойствие и не повышают голоса для привлечения покупателей!
Поэтому в городах и селах Абхазии на улицах почти не слышно громкой музыки и практически нет открытых (вне помещений) танцплощадок. В летних кафе, конечно, можно послушать музыку, сидя за чашкой кофе, бокалом вина или кружкой пива. Но и в этом случае музыка не ревет во всю мощь, а звучит приглушенно.
Если вы уже бывали в Абхазии, то могли заметить такую особенность: несмотря на то, что местные жители живут под жарким южным солнцем… они практически не имеют загара!
Это оттого, что в Абхазии не принято показывать обнаженное тело. Поэтому местные мужчины не носят столь привычных для отдыхающих шорт, а женщины, как правило, одеты в платья, закрывающие плечи, и имеющие юбки, подол которых должен обязательно закрывать колени.
Открытые колени местные женщины до сих пор считают верхом неприличия, но терпят такое бесстыдство со стороны отдыхающих. Хотя для местной молодежи в вопросах закрытости рук и шеи имеются и определенные послабления.
Даже в курортных городах Абхазии, не говоря уже о других населенных пунктах, несмотря на близость моря, не принято появляться на улице в одном купальнике (плавках). Купальник (плавки) уместны на пляже, но вызывают резкую негативную реакцию, если вы попытаетесь так пройтись по городу или поселку.
А теперь представьте, как среди такого пуританского общества выглядят россиянки, щеголяющие в одеждах, которых практически нет. Взять, хотя бы, мини-юбки…
В свою очередь, такая открытость тела, в купе со стереотипом о курортных романах, порождает ложное представление о доступности россиянок. Поэтому представительницам прекрасного пола, приезжающим сюда из России, нужно быть готовым к чрезвычайно пристальному вниманию со стороны мужчин.
В свою очередь, россиянкам при общении с местными мужчинами обязательно необходимо проявлять сдержанность в эмоциях и поведении, не давать ложных обещаний и намеков.
Местные мужчины достаточно воспитаны, чтобы не претендовать на "продолжение банкета", если им дать понять это с самого начала. Но если этого своевременно не сделать, то отделаться от местных джигитов будет не так просто!
Впрочем, нередко нами, россиянами, доброе к нам отношение воспринимается, как навязчивость местного населения. Например, на улице может подойти совершенно незнакомый человек и поинтересоваться, хорошо ли вам отдыхается.
Для нас, россиян, живущих в совершенно другом мире, такое проявление интереса со стороны жителей Абхазии выглядит подозрительно. Мы, загнанные в условия полудикого рынка, во всем видим скрытую корысть, а для жителей Абхазии - это определенная ответственность перед гостем (т.е. перед нами, туристами и отдыхающими), исполнение неписаного закона гостеприимства, который, хотя и с видоизменениями, соблюдается и в наши дни.
Согласно этому закону гостеприимства, приезжая на море, мы попадаем в гости не только к конкретной семье (у которой снимаете жилплощадь).
В той или иной степени мы являемся гостями для всего поселка, а все жители, по отношению к нам, тоже считаются как бы хозяевами. А с момента прихода и до прощальной минуты гость должен находиться в центре внимания всего семейства, родственников и соседей...
Помните, что гость, входя во двор, должен первым приветствовать хозяев. Причем, это правило межнациональное.
В дом, согласно не только традициям абхазов, но и других народов Кавказа, первым должен войти его хозяин, а затем уже гость. А вот за стол гость должен сесть первым. Хозяева не сядут, пока этого не сделает гость. Это стояние перед гостем является проявлением к нему уважения.
У абхазов, как и других народов Кавказа, принято вставать, если пришел любой взрослый мужчина, что считается признаком глубокого уважения к нему. При появлении женщины мужчины также могут встать, но традиции не обязывают этого делать.
Однако в отношении отдыхающих из России этот обычай - вставать перед вошедшим - не всегда соблюдается. Возможно потому, что и россияне о нем не знают, или не соблюдают.
Так же и в общественных местах, например, в кафе, все входящие в помещение игнорируются, если они незнакомы и не собираются присоединиться к компании. Но "в своем кругу" эта традиция приветствия вставанием соблюдается неукоснительно
Ответить
Абхазские коровы
Говоря об Абхазии, нельзя не сказать хоть пары слов об абхазских коровах.
Почему? Да потому, что в Абхазии корова - почти священное животное! Коровы могут пастись за несколько километров от дома, гулять там, где вздумается, в том числе и по склонам высоких холмов. При этом они, словно горные козы, отважно взбираются по склонам между валунов и деревьев. В таких местах наши российские буренки и шагу ступить бы не смогли, а абхазским коровам - хоть бы что!
И, как ни странно, пасутся они без пастухов или иных "сопровождающих", а вечером сами(!) возвращаются домой.
На вид абхазские коровы значительно меньше наших, российских. Даже не коровы, а так, упрямые телята-подростки.
А еще (предостережение тем, кто будет за рулем!) у абхазских коров есть одна неприятная привычка: они очень любят гулять по автодорогам и даже спать на теплом асфальте посреди проезжей части. И местные водители на своих авто вынуждены объезжать их стороной. И при этом на клаксоны не давят, стараясь не беспокоить коров.
Впрочем, абхазские коровы лишь выглядят изможденными на солнце и оголодавшими от скудной травы, а на самом деле - это такая порода. Да и молоко абхазских коров имеет весьма высокую жирность.
Как считают ученые, абхазские коровы происходят от ныне вымершего предка - подвида европейского тура, обитавшего на болотистых равнинах черноморского побережья. И, несмотря на длительное смешение с современными породами, абхазский скот сохранил черты своего дикого предка.
Подтверждением этому предположению являются необычные "пальцы" копыт, приспособленные для передвижения по топким приморским равнинам, а также высокая жирность молока.
Видимо, от диких предков абхазские коровы унаследовали удивительную выносливость, позволяющую уходить на весьма отдаленные пастбища, а также обходиться на подножном корме с минимальной подкормкой во время зимовки.
Говоря об Абхазии, нельзя не сказать хоть пары слов об абхазских коровах.
Почему? Да потому, что в Абхазии корова - почти священное животное! Коровы могут пастись за несколько километров от дома, гулять там, где вздумается, в том числе и по склонам высоких холмов. При этом они, словно горные козы, отважно взбираются по склонам между валунов и деревьев. В таких местах наши российские буренки и шагу ступить бы не смогли, а абхазским коровам - хоть бы что!
И, как ни странно, пасутся они без пастухов или иных "сопровождающих", а вечером сами(!) возвращаются домой.
На вид абхазские коровы значительно меньше наших, российских. Даже не коровы, а так, упрямые телята-подростки.
А еще (предостережение тем, кто будет за рулем!) у абхазских коров есть одна неприятная привычка: они очень любят гулять по автодорогам и даже спать на теплом асфальте посреди проезжей части. И местные водители на своих авто вынуждены объезжать их стороной. И при этом на клаксоны не давят, стараясь не беспокоить коров.
Впрочем, абхазские коровы лишь выглядят изможденными на солнце и оголодавшими от скудной травы, а на самом деле - это такая порода. Да и молоко абхазских коров имеет весьма высокую жирность.
Как считают ученые, абхазские коровы происходят от ныне вымершего предка - подвида европейского тура, обитавшего на болотистых равнинах черноморского побережья. И, несмотря на длительное смешение с современными породами, абхазский скот сохранил черты своего дикого предка.
Подтверждением этому предположению являются необычные "пальцы" копыт, приспособленные для передвижения по топким приморским равнинам, а также высокая жирность молока.
Видимо, от диких предков абхазские коровы унаследовали удивительную выносливость, позволяющую уходить на весьма отдаленные пастбища, а также обходиться на подножном корме с минимальной подкормкой во время зимовки.
Ответить
Россия – ближайший сосед Абхазии, а сама республика более чем на две четверти окружена российской территорией и на одну четверть – грузинской (остальное – море).
В отличие от Грузии, Абхазия больше тяготеет к России, а не к западным "друзьям".
Кстати, заокеанские и европейские "друзья" не раз давали понять, что если Абхазия отвернется от России, то быстренько получит признание независимости. И пример Косово тому подтверждение.
Но Абхазия твердо придерживается курса на союз с Россией, а не с США и НАТО, как это делает Грузия. Тем более сейчас, когда Россия, после вторжения грузинской армии в Южную Осетию в августе 2008 г., признала независимость Абхазии.
На флаге Абхазии нарисована раскрытая ладонь - символ гостеприимства. Туристов из России в республике ждут и хотят, чтобы они задерживались подольше. Всем приезжим из России здесь рады.
Так что, россиянам в Абхазии так же "опасно", как в Сочи, в Крыму, или на любом другом курорте.
Но с другой стороны, и на шею от радости нам в Абхазии не бросаются. Нашим, туристским, рублям конечно рады, но не думайте, что за них перед вами будут "скакать на задних лапках". Это - не Турция!
А чтобы не попадать в неприятные ситуации, от вас требуется соблюдать местные обычаи, не хамить и не задирать высокомерно нос. Тогда все будет хорошо. Впрочем, за хамство, высокомерное зазнайство и грубость можно "схлопотать по шее" и в России.
В отличие от Грузии, Абхазия больше тяготеет к России, а не к западным "друзьям".
Кстати, заокеанские и европейские "друзья" не раз давали понять, что если Абхазия отвернется от России, то быстренько получит признание независимости. И пример Косово тому подтверждение.
Но Абхазия твердо придерживается курса на союз с Россией, а не с США и НАТО, как это делает Грузия. Тем более сейчас, когда Россия, после вторжения грузинской армии в Южную Осетию в августе 2008 г., признала независимость Абхазии.
На флаге Абхазии нарисована раскрытая ладонь - символ гостеприимства. Туристов из России в республике ждут и хотят, чтобы они задерживались подольше. Всем приезжим из России здесь рады.
Так что, россиянам в Абхазии так же "опасно", как в Сочи, в Крыму, или на любом другом курорте.
Но с другой стороны, и на шею от радости нам в Абхазии не бросаются. Нашим, туристским, рублям конечно рады, но не думайте, что за них перед вами будут "скакать на задних лапках". Это - не Турция!
А чтобы не попадать в неприятные ситуации, от вас требуется соблюдать местные обычаи, не хамить и не задирать высокомерно нос. Тогда все будет хорошо. Впрочем, за хамство, высокомерное зазнайство и грубость можно "схлопотать по шее" и в России.
Ответить
О новых названиях
Вас, наверное, удивляет, почему на страницах сайта вместо привычных названий - "Сухуми", "Гагры" (и т.д.) – пишу "Сухум", "Гагра"?..
В этом нет ошибки! Дело в том, что после грузино-абхазской войны некоторые традиционные и привычные для нашего слуха названия в грузинской транскрипции (Сухуми, Гагры) были изменены, а многие населенные пункты переименованы.
Кстати, и ГудАута теперь превратилась в ГудОуту. Почему? Об этом читайте здесь.
На современной карте Абхазии вы, например, не найдете поселка Леселидзе (Гагрский район, названного в честь Героя Советского Союза, генерал-полковника Леселидзе Константина Николаевича, командовавшего войсками, оборонявшими Абхазию от гитлеровцев во время Великой Отечественной войны). Теперь поселок называется Гечрыпш. Поселок Гантиади в Гагрском районе (по-грузински гантиади - "рассвет") теперь называется Цандрыпш, а поселок Псахара ранее был известен, как Колхида.
Переименования коснулись даже залов Новоафонской пещеры! Теперь, путешествуя по подземелью пещеры, вы не услышите таких названий, как «Зал Москва» и «Зал Тбилиси».
Как утверждают официальные власти Сухума, многим населенным пунктам были возвращены их исторические названия. Причем, переименования, в том числе и залов Новоафонской пещеры, планировались еще до грузино-абхазской войны. А события 1992-93 годов лишь подтолкнули этот процесс.
Кроме этого, в городах и поселках были переименованы многие улицы, носившие "грузинские" названия. Например, в Сухуме (это лишь очень сокращенный список):
Старое название Новое название
ул. 60-летия пионерии ул. 30-го сентября 30 сентября 1993 г. завершилась грузино-абхазская война, которую в Абхазии называют Отечественной войной народа Абхазии
ул. Дзержинского ул. Гумистинская
ул. Калинина ул. А. Чочуа
ул. Кирова ул. Аиааира
ул. Орджоникидзе ул. Воронова
ул. Фрунзе ул. Аигылара Аигылара - Единение - общественно-политическое движение, созданное в Абхазии в конце 80-х годов 20 века, в начале 90-х годов ставшее во главе движения за отделения Абхазии от Грузии
ул. Краснофлотская ул. Шапсугская Шапсуги - народ на западе Северного Кавказа, коренное население Туапсинского и Лазаревского районов Краснодарского края, численность в РФ — 3,2 тысячи человек (2002). Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка.
Принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством и Российской империей. В 1864 году, как и абхазов, большая часть шапсугов переселилась в Турцию.
ул. Октябрьская ул. академика Сахарова
ул. Олимпийская ул. Карачаевская
ул. Кутаисская ул. Университетская
Тбилисское шоссе Кодорское шоссе
ул. Ниношвили Ниношвили (наст. фам. Ингороква) Эгнате Фомич (1859-94), грузинский писатель ул. Чернявского
ул. Орахелашвили Орахелашвили Иван (Мамия) Дмитриевич (1881-1937), грузинский советский политический деятель. С 1920 член Кавбюро ЦК РКП(б); председатель СНК Грузии, с 1926 секретарь Заккрайкома ВКП(б), председатель СНК ЗСФСР. С 1932 на научной работе. Репрессирован в 1937 г., реабилитирован посмертно. ул. Конфедератов Конфедерация горских народов Кавказа - организация, созданная в начале 90-х годов, оказывала помощь Абхазии в войну 1992-1993 г.г., представители Конфедерации (в том числе из Чечни) воевали на стороне Абхазии
ул. Руставели Руставели Шота, грузинский поэт 12 в. Был государственным казначеем царицы Тамары, автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре», вошедшей в сокровищницу мировой литературы набережная Махаджиров
Так, или иначе, но сегодня в Абхазии переименовано все, что напоминало бы о Грузии. Говорят, что это ответ на искоренение всего абхазского во время подчинения республики Грузии, ответ на грузинские танки на пляжах в 1992 году и обстрел жилых кварталов.
Впрочем, если вы в Абхазии Сухум назовете по-старому (т.е. Сухуми), или скажете Гагры, вместо Гагра, вас поймут и не обидятся.
Вас, наверное, удивляет, почему на страницах сайта вместо привычных названий - "Сухуми", "Гагры" (и т.д.) – пишу "Сухум", "Гагра"?..
В этом нет ошибки! Дело в том, что после грузино-абхазской войны некоторые традиционные и привычные для нашего слуха названия в грузинской транскрипции (Сухуми, Гагры) были изменены, а многие населенные пункты переименованы.
Кстати, и ГудАута теперь превратилась в ГудОуту. Почему? Об этом читайте здесь.
На современной карте Абхазии вы, например, не найдете поселка Леселидзе (Гагрский район, названного в честь Героя Советского Союза, генерал-полковника Леселидзе Константина Николаевича, командовавшего войсками, оборонявшими Абхазию от гитлеровцев во время Великой Отечественной войны). Теперь поселок называется Гечрыпш. Поселок Гантиади в Гагрском районе (по-грузински гантиади - "рассвет") теперь называется Цандрыпш, а поселок Псахара ранее был известен, как Колхида.
Переименования коснулись даже залов Новоафонской пещеры! Теперь, путешествуя по подземелью пещеры, вы не услышите таких названий, как «Зал Москва» и «Зал Тбилиси».
Как утверждают официальные власти Сухума, многим населенным пунктам были возвращены их исторические названия. Причем, переименования, в том числе и залов Новоафонской пещеры, планировались еще до грузино-абхазской войны. А события 1992-93 годов лишь подтолкнули этот процесс.
Кроме этого, в городах и поселках были переименованы многие улицы, носившие "грузинские" названия. Например, в Сухуме (это лишь очень сокращенный список):
Старое название Новое название
ул. 60-летия пионерии ул. 30-го сентября 30 сентября 1993 г. завершилась грузино-абхазская война, которую в Абхазии называют Отечественной войной народа Абхазии
ул. Дзержинского ул. Гумистинская
ул. Калинина ул. А. Чочуа
ул. Кирова ул. Аиааира
ул. Орджоникидзе ул. Воронова
ул. Фрунзе ул. Аигылара Аигылара - Единение - общественно-политическое движение, созданное в Абхазии в конце 80-х годов 20 века, в начале 90-х годов ставшее во главе движения за отделения Абхазии от Грузии
ул. Краснофлотская ул. Шапсугская Шапсуги - народ на западе Северного Кавказа, коренное население Туапсинского и Лазаревского районов Краснодарского края, численность в РФ — 3,2 тысячи человек (2002). Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка.
Принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством и Российской империей. В 1864 году, как и абхазов, большая часть шапсугов переселилась в Турцию.
ул. Октябрьская ул. академика Сахарова
ул. Олимпийская ул. Карачаевская
ул. Кутаисская ул. Университетская
Тбилисское шоссе Кодорское шоссе
ул. Ниношвили Ниношвили (наст. фам. Ингороква) Эгнате Фомич (1859-94), грузинский писатель ул. Чернявского
ул. Орахелашвили Орахелашвили Иван (Мамия) Дмитриевич (1881-1937), грузинский советский политический деятель. С 1920 член Кавбюро ЦК РКП(б); председатель СНК Грузии, с 1926 секретарь Заккрайкома ВКП(б), председатель СНК ЗСФСР. С 1932 на научной работе. Репрессирован в 1937 г., реабилитирован посмертно. ул. Конфедератов Конфедерация горских народов Кавказа - организация, созданная в начале 90-х годов, оказывала помощь Абхазии в войну 1992-1993 г.г., представители Конфедерации (в том числе из Чечни) воевали на стороне Абхазии
ул. Руставели Руставели Шота, грузинский поэт 12 в. Был государственным казначеем царицы Тамары, автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре», вошедшей в сокровищницу мировой литературы набережная Махаджиров
Так, или иначе, но сегодня в Абхазии переименовано все, что напоминало бы о Грузии. Говорят, что это ответ на искоренение всего абхазского во время подчинения республики Грузии, ответ на грузинские танки на пляжах в 1992 году и обстрел жилых кварталов.
Впрочем, если вы в Абхазии Сухум назовете по-старому (т.е. Сухуми), или скажете Гагры, вместо Гагра, вас поймут и не обидятся.
Ответить

Абхазия: цены ниже!
Горящие туры в Абхазию!!!Спецпредложения с выгодой до 30%! Туры рассрочку или кредит.
Офисы продаж по всей России! Звоните сейчас: (495) 725-1001
Наш сайт - www.1001tur.ru

Абхазия: цены ниже!
Христианство в Абхазии
Еще в VI веке на территории Абхазии возникло православное государство, в котором по благословению Византийского Патриарха была учреждена Абхазская автокефальная (т.е. самостоятельная) Церковь.
Официально христианство стало государственной религией Абхазии в 529 году. Хота православная община на территории Абхазии возникла намного раньше. Так, документально известно, что Пицундский епископ Стратафил принимал участие в Никейском Вселенском Соборе (состоявшемся в 325 год н. э.).
Но задолго до этого христиане начали свою деятельность по просвещению населения Абхазии светом Евангельской веры. Как гласит предание, в середине I века апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, проповедуя на Кавказе, прибыли в Псырдзху (ныне Новый Афон), где апостол Андрей оставил апостола Симона на Служение.
В пещере на слоне Иверской горы близ реки Псырдзхи апостол Симон Кананит жил и молился. Кстати, считается, что именно на браке Симона в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино.
Но в 55-м году на христиан было объявлено гонение и на берегу реки Псырдзхи верный ученик Христов, побиваемый камнями, принял мученическую смерть - был обезглавлен римским легионером. На месте погребения Симона Кананита в VI веке был построен храм, существующий и поныне.
А пещера, в которой жил и молился Симон Кананит, в 1884 году была освящена водосвятием, в ней поставили икону святых апостолов Андрея и Симона. С этого момента пещера стала своеобразным скальным храмом, в котором совершались Богослужения.
Христианство в Абхазию было принесено не только миссионерами, но и многими мучениками и исповедниками, которых во времена гонения на христиан ссылали на дальние окраины Римской империи.
Одним из таких ссыльных был церковный учитель IV века святитель Иоанн Златоуст. За непреклонное обличение пороков византийского императорского двора святитель был отправлен сначала в Армению, а затем в более отдалённую провинцию - Абхазию, в город Пифиунт (ныне Пицунда).
Но по дороге измученный болезнью, тяготами пути и своими стражниками святитель занемог, и конвой вынужден был остановиться недалеко от нынешнего села Каманы. Здесь, 14 сентября 407 года, в небольшом храме, приобщившись Святых Христовых Тайн, святитель Иоанн Златоуст отошёл ко Христу со словами: "Слава Богу за всё. Аминь!".
Храм, который стал последним на жизненном пути Иоанна Златоуста, был воздвигнут в честь другого мученика, святого абхазской земли Василиска, пострадавшего за веру в 308 году. По преданию, на месте гибели Василиска появился родник.
И в наши дни целебная живая вода святого источника истекает из недр холма недалеко от Каманского храма, воздвигнутого во имя свт. Иоанна Златоуста.
В 70-х годах XVII века Абхазия, находившаяся под влиянием Турции с 1578 г., прекратила выплату дани турецкому Султану, что привело к оккупации побережья Абхазии турками. В 1723 г. турки возвели крепость Анаклию у устья реки Ингур, а в 1724 г. на развалинах древнего Себастополиса начали строить Сухумскую крепость, частично сохранившуюся до наших дней.
В 1733 году турки ограбили и сожгли Илорский храм. Затем они двинулись в северо-западные районы Абхазии, заставили перейти в мусульманство владетельного князя Абхазии Шервашидзе и его приближенных. С этого момента, по сути, и начинается этап исламизации Абхазии.
Однако ислам, ассоциирующийся с захватническими устремлениями Турции, не стал основной религией для абхазов.
К тому же, после Кавказской войны и антиколониальных восстаний 1866 и 1877 г.г. абхазы пережили этническую катастрофу: в Турцию, по воле царских властей, было выселено большое количество абхазов, убыхов (до 45 тыс. чел.), садзов (20 тыс.), представителей других народностей, населявших Абхазию.
А их место постепенно заняли русские, греческие, армянские и особенно мингрельские (грузинские) новопоселенцы.
В современной Абхазии количество мусульманского населения невелико, нет ни одной мечети, но есть молельные дома в Гудауте и Сухуме.
* * * * * *
До войны с Грузией Сухумо-Абхазская епархия входила в состав Грузинской Православной Церкви. Но грузинский патриарх Илия II поддерживал вторжение войск в 1992 г. Поэтому в 1993 году грузинское духовенство, во главе с митрополитом, покинуло Абхазию.
На всю Абхазию, после исхода грузинского духовенства, осталось лишь 4 священника.
В настоящее время православными себя считают около 70% жителей Абхазии. На территории республики расположены 12 действующих православных храмов и соборов, а также два мужских монастыря - Ново-Афонский Симоно-Кананитский и Каманский. 155 христианских культовых сооружений нуждаются в рестоврации.
В июне 2008 г. за труды по восстановлению монашеской жизни Новоафонского монастыря, по сохранению и развитию приходской жизни, укреплению православия и в связи с 60-летием управляющий Епархиальным советом Сухумо-Абхазской (а ныне Абхазской) Епархии, священник Виссарион (Аплия) награжден орденом Русской православной Церкви преподобного Серафима Саровского третьей степени. Соответствующий Указ подписал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.
Однако и теперь, после признания Россией независимости Абхазии, Русская Православная церковь не признает Абхазскую церковь, считая ее «канонической территорией» Грузинской православной церкви. Хотя абхазские священники и рукополагались в Майкопской епархии РПЦ, они имеют «отпустительные грамоты», т.е. не принадлежат ни к одной из епархий РПЦ. А быть, как до грузино-абхазской войны, в составе ГПЦ священнослужители Абхазии не хотят.
Поэтому абхазское духовенство ратует за создание независимой Абхазской Православной церкви. И тут есть две ныне конфликтующие группировки. С одной стороны– это «старые» священнослужители, возглавляемые и.о. управляющего Сухумо-Абхазской епархии иереем Виссарионом (Аплиа). С другой стороны – «младореформаторы» во главе с бывшим иеромонахом Дорофеем (Дбар), недавно в Греции получившим высокий церковный сан архимандрита, и бывшим настоятелем, а сейчас экономом Новоафонского монастыря иеромонахом Андреем (Ампар).
Впрочем, и те, и другие ратуют за создание независимой Абхазской Православной церкви, но видят управление новым христианским образованием по-разному. От этого и проистекает конфликт, возникший среди абхазского духовенства.
Еще в VI веке на территории Абхазии возникло православное государство, в котором по благословению Византийского Патриарха была учреждена Абхазская автокефальная (т.е. самостоятельная) Церковь.
Официально христианство стало государственной религией Абхазии в 529 году. Хота православная община на территории Абхазии возникла намного раньше. Так, документально известно, что Пицундский епископ Стратафил принимал участие в Никейском Вселенском Соборе (состоявшемся в 325 год н. э.).
Но задолго до этого христиане начали свою деятельность по просвещению населения Абхазии светом Евангельской веры. Как гласит предание, в середине I века апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, проповедуя на Кавказе, прибыли в Псырдзху (ныне Новый Афон), где апостол Андрей оставил апостола Симона на Служение.
В пещере на слоне Иверской горы близ реки Псырдзхи апостол Симон Кананит жил и молился. Кстати, считается, что именно на браке Симона в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино.
Но в 55-м году на христиан было объявлено гонение и на берегу реки Псырдзхи верный ученик Христов, побиваемый камнями, принял мученическую смерть - был обезглавлен римским легионером. На месте погребения Симона Кананита в VI веке был построен храм, существующий и поныне.
А пещера, в которой жил и молился Симон Кананит, в 1884 году была освящена водосвятием, в ней поставили икону святых апостолов Андрея и Симона. С этого момента пещера стала своеобразным скальным храмом, в котором совершались Богослужения.
Христианство в Абхазию было принесено не только миссионерами, но и многими мучениками и исповедниками, которых во времена гонения на христиан ссылали на дальние окраины Римской империи.
Одним из таких ссыльных был церковный учитель IV века святитель Иоанн Златоуст. За непреклонное обличение пороков византийского императорского двора святитель был отправлен сначала в Армению, а затем в более отдалённую провинцию - Абхазию, в город Пифиунт (ныне Пицунда).
Но по дороге измученный болезнью, тяготами пути и своими стражниками святитель занемог, и конвой вынужден был остановиться недалеко от нынешнего села Каманы. Здесь, 14 сентября 407 года, в небольшом храме, приобщившись Святых Христовых Тайн, святитель Иоанн Златоуст отошёл ко Христу со словами: "Слава Богу за всё. Аминь!".
Храм, который стал последним на жизненном пути Иоанна Златоуста, был воздвигнут в честь другого мученика, святого абхазской земли Василиска, пострадавшего за веру в 308 году. По преданию, на месте гибели Василиска появился родник.
И в наши дни целебная живая вода святого источника истекает из недр холма недалеко от Каманского храма, воздвигнутого во имя свт. Иоанна Златоуста.
В 70-х годах XVII века Абхазия, находившаяся под влиянием Турции с 1578 г., прекратила выплату дани турецкому Султану, что привело к оккупации побережья Абхазии турками. В 1723 г. турки возвели крепость Анаклию у устья реки Ингур, а в 1724 г. на развалинах древнего Себастополиса начали строить Сухумскую крепость, частично сохранившуюся до наших дней.
В 1733 году турки ограбили и сожгли Илорский храм. Затем они двинулись в северо-западные районы Абхазии, заставили перейти в мусульманство владетельного князя Абхазии Шервашидзе и его приближенных. С этого момента, по сути, и начинается этап исламизации Абхазии.
Однако ислам, ассоциирующийся с захватническими устремлениями Турции, не стал основной религией для абхазов.
К тому же, после Кавказской войны и антиколониальных восстаний 1866 и 1877 г.г. абхазы пережили этническую катастрофу: в Турцию, по воле царских властей, было выселено большое количество абхазов, убыхов (до 45 тыс. чел.), садзов (20 тыс.), представителей других народностей, населявших Абхазию.
А их место постепенно заняли русские, греческие, армянские и особенно мингрельские (грузинские) новопоселенцы.
В современной Абхазии количество мусульманского населения невелико, нет ни одной мечети, но есть молельные дома в Гудауте и Сухуме.
* * * * * *
До войны с Грузией Сухумо-Абхазская епархия входила в состав Грузинской Православной Церкви. Но грузинский патриарх Илия II поддерживал вторжение войск в 1992 г. Поэтому в 1993 году грузинское духовенство, во главе с митрополитом, покинуло Абхазию.
На всю Абхазию, после исхода грузинского духовенства, осталось лишь 4 священника.
В настоящее время православными себя считают около 70% жителей Абхазии. На территории республики расположены 12 действующих православных храмов и соборов, а также два мужских монастыря - Ново-Афонский Симоно-Кананитский и Каманский. 155 христианских культовых сооружений нуждаются в рестоврации.
В июне 2008 г. за труды по восстановлению монашеской жизни Новоафонского монастыря, по сохранению и развитию приходской жизни, укреплению православия и в связи с 60-летием управляющий Епархиальным советом Сухумо-Абхазской (а ныне Абхазской) Епархии, священник Виссарион (Аплия) награжден орденом Русской православной Церкви преподобного Серафима Саровского третьей степени. Соответствующий Указ подписал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.
Однако и теперь, после признания Россией независимости Абхазии, Русская Православная церковь не признает Абхазскую церковь, считая ее «канонической территорией» Грузинской православной церкви. Хотя абхазские священники и рукополагались в Майкопской епархии РПЦ, они имеют «отпустительные грамоты», т.е. не принадлежат ни к одной из епархий РПЦ. А быть, как до грузино-абхазской войны, в составе ГПЦ священнослужители Абхазии не хотят.
Поэтому абхазское духовенство ратует за создание независимой Абхазской Православной церкви. И тут есть две ныне конфликтующие группировки. С одной стороны– это «старые» священнослужители, возглавляемые и.о. управляющего Сухумо-Абхазской епархии иереем Виссарионом (Аплиа). С другой стороны – «младореформаторы» во главе с бывшим иеромонахом Дорофеем (Дбар), недавно в Греции получившим высокий церковный сан архимандрита, и бывшим настоятелем, а сейчас экономом Новоафонского монастыря иеромонахом Андреем (Ампар).
Впрочем, и те, и другие ратуют за создание независимой Абхазской Православной церкви, но видят управление новым христианским образованием по-разному. От этого и проистекает конфликт, возникший среди абхазского духовенства.
Ответить
для ARTO:
А у вас есть согласие автора текстов, которые вы репостите на этот форум? Вы оказываете ему медвежью услугу - поисковики, как правило, уникальным считают текст, размещенный на более посещаемом сайте, а сайт владельца выпадет из индексации по этим страницам. Это не обязательно, но весьма вероятно.
А у вас есть согласие автора текстов, которые вы репостите на этот форум? Вы оказываете ему медвежью услугу - поисковики, как правило, уникальным считают текст, размещенный на более посещаемом сайте, а сайт владельца выпадет из индексации по этим страницам. Это не обязательно, но весьма вероятно.
Ответить
сайт уже длительное время не используется ( заброшен) а эта распечатка из книги, цитируемой на этом сайте. Книга находится в общем доступе в продаже.Redaktor :для ARTO:
А у вас есть согласие автора текстов, которые вы репостите на этот форум? Вы оказываете ему медвежью услугу - поисковики, как правило, уникальным считают текст, размещенный на более посещаемом сайте, а сайт владельца выпадет из индексации по этим страницам. Это не обязательно, но весьма вероятно.
Ответить
для Redaktor: Если считаете неэтичным такое цитирование, не обижусь если удалите. Решение за Вами.
Ответить
для ARTO:
Я просто обозначил неявные моменты. Запретить не вправе, посты правилам не противоречат.
Я просто обозначил неявные моменты. Запретить не вправе, посты правилам не противоречат.
Ответить
для Redaktor: ок - не противоречат и хорошо, просто об обычаях, традициях и прочих исторических моментах трудно писать без цитирования. Да и сама открытая тема располагает к обращению к документальным источникам. Но на будущее учту.
Ответить
Недавние обсуждения
- Рица оз. 01 апр 2021 11:11
- Не опасно ли ехать в Абхазию? 26 июл 2021 21:49
- Кто-то организует гастрономические туры в Абхазии? 16 июн 2022 13:45
- Первый раз в Абхазию, очень нужен совет 27 апр 2024 19:21
- Абхазия с ребенком 2 года - куда? 01 дек 2024 15:05