Юридические советы туристам

Что делать в связи с отменой рейса

В последнее время к нам часто стали обращаться пассажиры, рейсы которых были отменены, и авиакомпаниями были предложены на замену билеты других перевозчиков: с менее удобным для пассажиров временем вылета (прилета) и с другим аэропортом прилета. Такая проблема коснулась также одного из наших сотрудников.
В связи с этим, наши юристы решили разобраться в ситуации и порекомендовать пассажирам, что делать, если все-таки они хоть и воспользовались замененными билетами на рейс, но остались недовольны действиями перевозчика.
Итак, мы знаем, что в силу ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажам также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.
Согласно Федеральным авиационным правилам «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», лишь только в определенных случаях перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки:
- если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности;
- по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, продавая билет на определенный рейс, перевозчик берет на себя обязательство доставить пассажира в пункт назначения в соответствии с расписанием при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного суда, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Например, пассажир получил информацию об отмене своего рейса за 3-4 дня до вылета (а может и раньше). Можно ведь подумать, что и неисправность самолета и плохие погодные условия, все эти возможные причины отмены рейса могут быть устранены ко времени предполагаемого вылета пассажира.
То есть, для того, чтобы выяснить причину отмены рейса, рекомендуется отправить претензию перевозчику с требованием разъяснить причины отмены полета. Также можно сообщить о причинении пассажирам морального вреда и потребовать его компенсации. Если, вследствие отмены рейса пассажиры понесли дополнительные убытки, их также можно включить в свои требования. К претензии нужно приложить копии документов, подтверждающих несение убытков.
В зависимости от содержания ответа авиакомпании можно принять решение о возможности подачи искового заявления в суд с требованиями к перевозчику, указанными в претензии, а также потребовать возмещение судебных расходов. Процессуальная тяжба может длиться не один месяц, поэтому стоит запастись терпением.