Писать ли претензию?

Доброго времени суток! Мы первый раз отдыхали с помощью турагенства, немного растеряны в сложившейся ситуации. Помогите, пожалуйста, разобраться в нескольких вопросах.
Недавно закончился наш отдых в Турции, встал вопрос о написании претензий турфирме и авиакомпании. Суть претензий такова:
Авиакомпания - задержка рейса на 21 час, несвоевременное информирование (а порой и его отсуствие) о новом времени вылета. Материальных затрат не было понесено (была предоставлена гостиница с питанием, трансфер до нее). Морально - понервничали, у нас еще ребенок маленький. Особенно было неприятно приехать из отеля в аэропорт после бешеных сборов (случайно узнали, что рейс с 19 ч. перенесли на 16 ч.), а на стойке регистрации нам объявляют, что мест в этот самолет уже нет,следующий рейс в 1:30.
Турфирма - претензии к гидам в отеле. а) 2 раза нас дезинформировала по поводу экскурсий, тем самым избежав нашего отказа от них; б) время выезда из отеля на обратный перелет был изменен с 5:30 на 10:30, о чем мы не были предупреждены никак; в) мобильный был постоянно отключен. Тут тоже мат.затрат, можно сказать, не было.

Вопрос - стОит ли писать претензии по этим поводам? Ведь обязательной составляющей претензии должны быть требования, а какие у нас могут требования, компенсировать моральный вред за такие мелочи ведь вряд ли будут? Можно ли писать претензию без требований мат.компенсаций, а, допустим, потребовать улучшить качество работу гидов?

За неиспользованные сутки в отеле туроператор согласен нам вернуть деньги, попросили написать заявление и отправить скан-копию на е-мейл нашему менеджеру. СтОит ли делать так, или может, лучше приехать с 2-мя экземплярами, чтобы на нашеи поставили печать с подписью и датой?

Заранее благодарю за участие
Такое ощущение, что туроператором был Пегас.
Тез Тур, про Пегас хорошо отзывается свекровь
Если мат затрат нет, пишите в росстуризм, что бы оператор улучшил работу. С авиакомпании тоже нечего требовать.
Под дождем : Можно ли писать претензию без требований мат.компенсаций, а, допустим, потребовать улучшить качество работу гидов?
Я бы сказала, что претензия пишется под что-то конкретное, а работа гидов это и есть конкретная недоработка. Пишите, разумеется. Вы можете еще и материальной компенсации потребовать.
1) требовать улучшить качество гидов можно и нужно - владельцы турфирмы вам только спасибо скажут - они могут быть не в курсе о плохом сервисе

2) По всем остальным вопросам - следует собрать все возможные чеки по убыткам, которые вы понесли (в том числе траты за еду, которые вы покупали пока ждали рейс и т.п.).
Предъявлять претензию как материальный ущерб - вы имеете на это полное право (поищите по форумам темы задержки рейсов - там это подробно расписывают).

3)"попросили написать заявление и отправить скан-копию на е-мейл нашему менеджеру" Скорее всего, это сделано для вашего удобства - чтобы Вам к ним в офис не таскаться. В любом случае -сохраняйте всю переписку по е-mail - это тоже может служить доказательством того, что вы к ним заявление писали.
Если "не дойдет" - то требовать оформить отказ в письменном виде с печатью, подписью и указанием лица, которое Вам эту бумагу выдало.
Под дождем :Турфирма - претензии к гидам в отеле. а) 2 раза нас дезинформировала по поводу экскурсий, тем самым избежав нашего отказа от них; б) время выезда из отеля на обратный перелет был изменен с 5:30 на 10:30, о чем мы не были предупреждены никак; в) мобильный был постоянно отключен. Тут тоже мат.затрат, можно сказать, не было.
Наверное, дело прошлое. Просто интересно: написали претензию? И попутно, если не затруднит: a) как гиду (или все-таки гидам?) удалось избежать вашего отказа от экскурсий? в чем это заключалось? б) перенос выезда с 5:30 на 10:30 - знали накануне и не предупредили? тогда безобразие, не дали людям поспать - но знали ли? когда узнали? в) постоянно? когда вы первый раз позвонили, в чем была необходимость звонка и какой ущерб причинил тот первый неответ по телефону? последовавшие неответы?
Cпасибо заранее:)