Япония. Метрополитен (на примере Токио)

Изображение Токийское метро - одно из самых нагруженных и больших во всем мире. Многие туристы боятся его как огня, и путешествуют по Токио только на такси. А зря. Вы тратите при этом огромные деньги. Услуги такси в Токио, одни из самых дорогих во всем мире.
Почему для рассказа я взял именно Токийское метро? Во многих городах Японии, есть свое собственное метро. Но по сравнению с Токийским, они очень маленькие, и состоят из нескольких веток.
Многие видели "страшную и запутанную" карту. И все вздрагивали от мыслей по поводу того, как на нем собственно передвигаться туристу. А еще, вдобавок, наслушалась всяких слухов. Мол, всё там на японском, и все вагоны просто забиты пассажирами до отказа. Забудьте эту ересь раз и навсегда. Мы развеем все мифы и слухи и научим вас пользоваться Токийским метро.

Начнем с азов. Токийское метро обширно, и с первого взгляда необъятно. Его строительство началось в 20-х годах прошлого века, а новые станции появляются до сих пор.

Токийское метро состоит из двух систем:

1. Toei Line– 4 линии метро + пригородные поезда
2. Tokyo Metro Line– 9 линий метро
Обязательно запомните этот факт. Он очень важен.

Главные станции метро соединены с другими видами железнодорожного общественного транспорта. Например, станция Синдзюку является самой забитой по пассажиропотоку. И с нее можно спокойно пересесть на электричку или поезд-экспресс. В этом вам помогут указатели на самой станции.

Итак, вы вошли в метро. Не особо важно, через какой именно вход. С каждой станции выходов целая уйма(на Гиндза их 39, если мне не изменяет память). Вы проходите по длинному или короткому переходу, и оказываетесь у турникетов. Рядом с ними обязательно стоят автоматы по покупки билетов.

Итак, вы подходите. Что вы видите? Вы видите ужас любого гайдзина. На экране автомата все написано на японском. И ладно если на хирагане или катакане, так тут еще и кандзи! Но в независимости от того, на какой вы станции, на экране обязательно будет кнопочка ”English”. Нажимайте(экран сенсорный). Все стало на английском, можно жить. Для начала давайте разберемся. Если с вами несколько человек. То нажимаете слева от экрана кнопочку с нужным количеством человечков. Разница в том, что не нужно пользоваться автоматом два раза. Вам сразу выдадут два проездных.

Теперь нужно выбрать билет или проездной. Я думаю, что вы будете путешествовать по Токио весь день. Так что вам понадобится ”Tokyo Metro and Toei Subway One-day Economy Pass”. Обязательно выбирайте ”Tokyo & Toei Line”. Ибо если вы выберете только ”Tokyo Line”, переходы на станции метро ”Toei Line” будут вам закрыты. Вы просто не сможете пройти через турникет, и придется покупать новый билет.

Из-за чего такой бред вы спросите? Все дело в том, что метро владеют две совершенно разные компании.
Проездной на один день (на обоих системах метро), стоит 1000йен.

Возвращаюсь к автомату. В нем есть подпункт ”Regular Ticket”. Билет на одну поездку. Стоят они разную цену, и она напрямую зависит от километража. Над автоматами висит сама карта метро. Найдите нужную вам станцию на ней. Выше названия станций будет указана цена за проезд. Запомните число, и выберете точно такую же цену в автомате.
Итак, вы выбрали проездной или билет на одну поездку. Вставляйте деньги, и получайте его. Считайте, что половину сложностей уже преодолели.
Кстати, на каждой станции присутствует специально обученный человек. Он сможет вам помочь купить билет, и покажет путь, если вы заблудились.
В простое автомат работает на английском всего 10 секунд, так что старайтесь думать быстрее.

Изображение У вас на руках проездной, и что теперь делать дальше? Попридержите коней, и не спешите к турникету. На каждой станции метро есть информационный лоток. Обязательно возьмите в нем бесплатную карту метро!
Через турникет проходить проще простого. Вставляйте билет с одной стороны, и он автоматически вылезет на другом конце.

На каждой станции все обустроено по-человечески. Везде и всюду весит информация о выходах, эскалаторах, и лифтах. Лифты предназначены для инвалидов и пожилых граждан, но ими пользуются абсолютно все.

1. На эскалаторе люди стоят слева, а проходят справа. Т.е совершенно наоборот по сравнению с Московским метро.
2. Не заходите за желтую линию на платформе.
3. Платформы бывают как закрытого, так и открытого типа (как в Питере).
4. В поезде один или два ”женских” вагона. Я на них не натыкался. Но будьте внимательней. Иначе имеете шанс опозорится.
5. На любой станции есть карта близлежащей местности(района).
7. В каждом вагоне есть кондиционер. Сидения очень мягкие. Зимой с подогревом.
8. В метро, как и в общественном транспорте вы почти не встретите ситуаций, когда уступают места пожилым людям и женщинам.
9. Названия станций и сторона выхода четко произносятся как на японском, так и на английском языках.
10. При переходе на другую станцию, придется снова воспользоваться проездным.
11.Час пик не самая лучшая пора для поездки в метро. Он длится с 5 до 7 часов вечера. К сожалению, а может и к счастью, до отказа забитых поездов я не видел. В это время в метро появляются контроллеры. Они смотрят за забитостью вагона, утрамбовывают пассажиров, если нужно, и отправляют поезд свистком.

Если вы научитесь ездить на Токийском метро, значит вы научитесь ездить на любом метро в Японии. Не испытывайте страх перед его обширностью. Через несколько дней вы полностью привыкните к нему. Человеческие условия и комфорт успокоят, а интерес подтолкнет к новым открытиям.

Полезные ссылки:
Сайт Токийского метрополитена на англ. языке - http://www.tokyometro.jp/en/index.html
Карта Токийского метрополитена на разл языках - http://www.tokyometro.jp/en/subwaymap/index.html#anc02 (я бы рекомендовал англ. яз) - удобнее.
Метро г.Осака - http://www.kotsu.city.osaka.jp/foreign/ ... index.html
Карта метрополитена г.Осака (англ.яз) - http://www.kotsu.city.osaka.jp/foreign/ ... mg/map.pdf
Не менее полезный сайт и карта метрополитена г.Киото - http://www.city.kyoto.jp/koho/eng/access/subway.html (хотя я бы рекомендовал вам передвигаться по Киото на автобусах, благо у всех у них свои маршруты, терминал находится прямо у Киотосского вокзала, там же присутствует и информационный центр)
Самый простой вариант путешествия по метрополитену, если вы не знаете сколько стоит проезд до нужной станции: купить самый дешевый билет и уже на выходе доплатить разницу как вам будет удобнее - у работника станции или в автомате обмена билетов. (Спасибо Largus)



Надеюсь, что кому-нибудь данная информация окажется полезной. (~_~)/~~~~~
Первый раз я попала в Токио почти случайно, соответственно, к метро была совершенно не подготовлена. И никаких серьезных трудностей у меня не возникло. В процессе перемещений сходу составить маршрут у меня не получалось, почти всегда при пересадках случались корректировки, поэтому покупала самый дешевый билетик (сохраняем его до выхода из метро!), доезжала куда мне надо, доплачивала недостающую сумму.
В инструкции было бы полезно и эту процедуру отразить:)
Проездной не покупала, потому как активно пользовалась всеми системами и электричками. Вобщем, мне проездные были невыгодны.
Не на каждой станции, к сожалению, есть схемы с латинскими буквами. В этом случае, по собственной карте прикинув линию и направление,купив минимальный билет, заходишь в вагон и там уже ориентируешься. В вагоне всегда есть латинская транскрипция названий станций этой линии.
Ну а с выходами-переходами и картами наземного ландшафта у меня проблем не было, все оформлено очень дружелюбно к иноземцам.
Вообще, поездки на метро можно сравнить с занимательным квестом "разгадай загадку-перейдешь на следующий уровень", это само по себе аттракцион:)
для Largus:
Спасибо, сейчас поправим :)

а вот по поводу выходов. писал я об этом или нет, не помню. Но вот угораздило меня как-то раз со своим другом-японцем договориться встретиться на выходе метро Гиндза..... а у этой станции выходов 39 штук :mad
Looter, спасибо, очень познавательно.
Но вы забыли рассказать о сети JR и её роли в системе токийского метро.
Как мне кажется, информация о ней будет весьма полезна туристам, приобретшим проездной JR Pass :wink:

Также следует предостеречь туристов, что перед тем, как сесть в первый попавшийся поезд (пусть и одной линии метро), следует узнать - поезд следует со всеми остановками (local) или же это экспресс, останавливающийся лишь на крупных станциях (rapid).

З.Ы. В вагонах для женщин можно опозориться лишь в часы-пик (утром и вечером), в остальное же время в них смело можно ездить (они становятся вагонами для всех)... розовенькие такие :oops:
Ну мы всегда признательны за дополнения )
Вы можете смеяться, но у них на перроне можно взять в аренду сменные тапочки для тех, кто потерял свои в вагоне. Есть только стоячие вагоны, чтобы больше людей влезло. А есть разделения по половому признаку: только женские вагоны.
Ну женские вагоны только в определенные часы )
Нашел интересное видео о японском метро
http://www.youtube.com/watch?v=mEHzojIy ... r_embedded