Железные дороги Германии: краткое руководство

Германия обладает достаточно разветвленной железнодорожной сетью для того, чтобы путешествовать по ее территории на поездах, не испытывая особого дискомфорта. Иногда использование железных дорог совместно с грамотным выбором тарифа позволяет проехать всю страну из конца в конец за очень небольшие деньги.

Прежде чем приступить к рассказу о том, как и где выбрать наиболее подходящий вашим целям тариф, поговорим немного о типах поездов. На сайте немецких ЖД - http://www.bahn.de - все поезда разделены на 2 большие группы - дальнего и ближнего следования, можно назвать их также скорые и региональные.

К скорым поездам относятся ICE (интерсити-экспресс), EC (евросити), IC (интерсити) и D. Первые развивают на отдельных специально подготовленных участках скорость до 330 км/ч, на обычных же перегонах их скорость мало отличается от двух других типов скорых поездов. На длинных дистанциях в 500-600 км, таких как Кельн-Берлин или Мюнхен-Кельн, ICE не только позволяют выиграть час-полтора по сравнению с остальными скорыми поездами, а зачастую также помогают избежать некоторых пересадок.

Помимо высокой скорости, поезда ICE, которые на момент написания статьи существуют уже в третьем поколении, отличаются повышенным уровнем комфорта и продуманностью компоновки .
Класс вагона (1 или 2) обозначен в промежутке между окнами большой серой цифрой. Рядом с дверью расположено электронное табло с номером вагона и маршрутом. Двери открываются и закрываются автоматически. Компоновка вагона стандартна - все места сидячие. Обычно в вагонах 2 класса стоят два ряда спаренных кресел, разделенные центральным проходом и установленные по/или против хода поезда. 4 группы сидений в центре салона расположены vis-a-vis и разделены столиками. Как правило, эти места снабжены розетками для ноутбуков. В отдельных поездах есть WLAN. Некоторые зоны сидений считаются "тихими" - не предназначенными для пользования мобильными телефонами. Иногда в конце вагона может встретиться купейный отсек на 6 сидений. В ручках кресел находится управление приемом радиопрограмм (подключение наушников стандартное, их при желании можно купить у проводника). В кармане впередистоящего кресла или на столике лежит ваше персональное расписание. Для багажа предусмотрены как вместительные полки над сиденьями, так и специальные двухярусные отсеки для крупногабаритных вещей. При дефиците места крупногабаритные чемоданы можно поставить и в центральном проходе. Посколько вагоны герметичны, а рельсовые стыки заварены, то движение происходит почти бесшумно. Скорость движения обычно высвечивается в торце салона. При посадке в подходящий ICE желательно проследить, чтобы сесть именно в ваш поезд - зачастую состав разделен на 2 половины, имеющие разные номера и разные станции назначения. Во избежание недоразумений и беготни вдоль состава все части платформ имеют буквенные обозначения, а на стендах с расписанием приведены крупные схемы, в какой именно зоне останавливается конкретный вагон.

Два следующих вида скорых поездов - ЕС и IС - практически не различаются между собой, все места в них также сидячие, иногда в вагоне бывают выделено 1-2 купе на 10 мест. Космическим видом ICE они не обладают, электронные табло заменяют обычные таблички...

Во все скорые внутригерманские поезда можно садиться, не бронируя место (услуга бронирования стоит от 2 до 5 евро). При этом вы можете сесть в любое свободное кресло в вагоне вашего класса. Правда, нужно быть готовым к тому, что место это, возможно, придется освободить по первому требованию - в том случае, если придет пассажир, его зарезервировавший. Информация о том, зарезервировано ли кресло, указана на табло (в ICE) или на обычной табличке вверху (в ЕС и IС)- там проставлен перегон, на котором место будет занято другим пассажиром. Учитывайте, что забронировать место можно за 10 мин до посадки, поэтому отсутствие таблички не всегда (но чаще всего) гарантирует, что место до конца вашей поездки останется за вами. В любом случае, проход между креслами, ресторан, бистро, тамбуры, на худой конец туалет находятся в вашем полном распоряжении...

В скорых, как, впрочем, и в региональных поездах считается вполне нормальным занять пустое соседнее кресло своими вещами или одеждой и освободить его для другого пассажира лишь по просьбе последнего.
Равно как никто не будет шокирован, если вы положите ноги без обуви на пустое кресло, расположенное напротив. О соблюдении обычных норм гигиены (хотя бы 2 раза - зимой и летом) я не напоминаю.))

Региональные поезда (IRE, RE, RB, S и десятки частных линий) - аналог наших электричек - ходят на расстояние до 100-200 км... S-Bahn, формально входящий в систему DB, мы рассматривать не будем. Существует два основных типа таких поездов - одно- и двухэтажные. Последние - покомфортнее. Также распространены местные поезда, состоящие из пары вагончиков вполне космического вида, больше напоминающие трамваи... Разнообразие их типов достаточно велико. Региональные поезда интересны нам в двух отношениях - на них действуют многие дешевые групповые билеты, а также тем, что без билета в них садиться не рекомендуется…

Напомню, что всех немецких поездах уже несколько лет запрещено курение.

Билеты и тарифы

1. Где купить

Билеты на поезда можно приобрести следующими путями:

-купить в вокзальной кассе (Reisezentrum) или в аккредитованном при DB турбюро;
-купить онлайн на сайте DB, оплатив кредитной картой (есть и другие, здесь не рассматриваемые возможности оплаты онлайн);
-купить в автомате на вокзале;
-купить у контролера непосредственно в поезде;

Покупка билетов у живого человека всегда обойдется дороже, чем онлайн или в автомате - разница в цене от 2 до 5(а на Thalys даже до 7) евро. При этом нужно учитывать, что ночью продажа не ведется, а на многих маленьких станциях в целях экономии рейзецентры закрыты вообще. Часто бывают очереди, поскольку в обязанности оператора входит, помимо простой продажи билета, также и подбор самого выгодного из возможных для вас маршрута и тарифа.
Онлайн-продажа производится лишь на маршруты длиннее 51 км. При желании ее можно совершить без регистрации на сайте DB.

Покупки в автоматах, обладающих, как правило - в зависимости от модели - шестиязычным интерфейсом - достаточно простое дело. Оплатить можно кредитной, банковской (не всегда) картой, и лишь в в некоторых моделях - наличными. При оплате в автомате наличными нужно учитывать заранее, что принимаются купюры достоинством до 50 евро включительно, причем максимальный номинал принимаемых банкнот зависит от стоимости билета, т.е. может быть ограничен 10 или 20 евро... Кроме продажи билетов автомат можно использовать также и для поиска самого удобного для вас маршрута, после чего бесплатно распечатать себе карточку с расписанием вашей предполагаемой поездки - и уже с ней, если вы, к примеру, опасаетесь, что вас не поймут, подойти к билетному кассиру.

Билеты, за исключением особо оговоренных поездов, можно купить и непосредственно в поезде. В большинстве случаев это обойдется вам на 10% дороже (но минимум на 2, макс на 10 евро), чем в кассе. Групповые и акционные билеты в поезде не продаются. О своем желании купить билет вы должны заявить, как только к вам подойдет проводник-контролер, сопровождающий каждый поезд (в т.ч. и электричку). Если вы едете на поезде, курсирующем в пределах одного местного тарифного объединения, то посадка в поезд без билета может быть расценена как безбилетный проезд. Если на станции при отсутствии кассы отсутствует или вышел из строя автомат, принимающий наличные, то поездку можно начать без билета.

Если вам срочно нужно ехать, но либо нет времени разбираться с автоматом, либо в автомате не указана нужная вам станция, то можно быстро купить Fahrkarte Anfangsstrecke - начальный билет - за 15 (в отдельных федеральных землях - за 10 евро) - цену которого вам зачтут в поезде при продаже билета до конечного пункта по обычному тарифу без наценки.

Все билеты, кроме специально оговоренных случаев, должны быть прокомпостированы перед посадкой, если на вокзале или на платформе имеется компостер.

Какой билет вам нужен

Сразу скажу, что все особенности покупки билетов и все существующие тарифы я не опишу - более подробно с ними можно ознакомиться на сайте DB, где все это кратко описано на 110 страницах формата А4.

Постараюсь охватить лишь те, которые оказываются наиболее выгодными в турпоездках.

Обычные билеты:
Продажа, как правило, возможна за 3 месяца.
Существует 3 класса билетов, в зависимости от типа поездов, на которых можно ехать: ICE, IC/EC и С (региональные). При этом с билетом класса С можно сесть и на поезд более высоко класса - в этом случае придется произвести доплату в поезде.
Преимущества:
- полная свобода передвижения на любых поездах без привязки к конкретному поезду;
- действительны в течение месяца;
- подлежат обмену и возврату
Недостаток только один - цена обычного билета "Normalpreis" не уступает цене билета на самолет.

Sparpreis 50
Оганиченное число билетов по этому тарифу со скидкой в 50% от обычной предлагается почти на все скорые поезда. Минимальная цена билета в оба конца - 38 евро вторым классом. Тариф предусматривает привязку к конкретным поездам. Обязательна покупка туда и обратно. Во временной интервал между "туда" и "обратно" должна попасть минимум одна ночь с сб на вскр, либо обе поездки должны проходить в выходной. Дети до 6 лет едут бесплатно, с 6 до 14 также бесплатно, но должны быть внесены в билет сопровождающего лица. При совместной поездке от двух до 5 человек все, начиная со второго, платят половинную цену. Возврат или обмен возможны в срок до 1 суток до начала поездки - сбор 15 евро.

Sparpreis 25
Скидка в 25% от нормальной цены, этим тарифом можно восрользоваться, если не осталось билетов по Sparpreis 50.

Кроме вышеупомянутых постоянных тарифов существует большой спектр временных акций. Нам наиболее интересны следующие, действующие весь 2009 год:

„Dauer-Spezial“-
билет можно купить не менее чем за 3 дня до поездки, ехать можно как в один конец, так и в оба. Для поездки вторым классом цены в одном направлении фиксированы на уровне 29 € - 39 € - 49 € - 59 € - 69 €. Доплата и переход из 2го класса в первый невозможна. Билеты привязаны к конкретному поезду. При отмене или опоздании поезда можно продолжить движение на следующем. Обмен и возврат исключены. Цена билета при покупке в кассе повышается на 5 евро за одно направление.

„Freizeit-Ticket"
Действительны для отдельных направлений на конкретный день в основном на поездах IC/EC, а на направлениях Кельн-Майнц и Зинген-Штуттгарт на ICE:
Hamburg – Bremen, Hamburg – Hannover, Hamburg – Rostock, Hannover – Göttingen, Köln - Mainz/Wiesbaden, München – Salzburg, Nürnberg – Stuttgart, Singen – Stuttgart. Есть ограничения по дням недели - на некоторые из указанных направлений „Freizeit-Ticket" не продаются на пятницу и субботу. Цены фиксированные - от 19 до 39 евро за поездку в оба конца (в автомате или онлайн, в кассе +5 евро). Естественно, что эти билеты можно при желании использовать не на всю дистанцию поездки, а покинуть поезд или же сесть в него на нужной вам промежуточной станции.

С международными тарифами, которые предлагают по цене от 19, 29, 39 и т.д. евро посетить различные страны Европы - Europa-Spezial, Surf & Rail International и некоторыми другими - лучше ознакомиться на странице http://www.bahn.de/p/view/angebot/angeb ... ng.shtml#4

Пора рассказать о столь любимых туристами групповых билетах.
Существует два основных вида этих билетов: билет выходного дня Schönes-Wochenende-Ticket и земельные билеты Länder-Tickets.

Schönes-Wochenende-Ticket действителен для групп до 5 человек (либо до двух взрослых и любого количества их детей или внуков до 14 лет) во всех поездах ближнего следования, принадлежащих DB AG (S-Bahn, RB, IRE, RE), на большинстве частых линий, а во многих городах также и в наземном транспорте на всей территории Германии, части территории Польши и в Зальцбурге. Цена билета составляет 37 евро в автомате, 39 - в кассе и 40.70 - у проводника (покупка в поезде невозможна в пределах городских транспортых объединений и на территории Баварии). Билет позволяет без ограничений количества поездок передвигаться в указанный в билете день с 00 часов до 03.00 часов следующего дня. Класс вагона ограничен вторым. В соответствующее поле необходимо вписать имя лица, собирающего пользоваться билетом самую длинную часть маршрута, и при необходимости предъявить удостоверение личности.

Länder-Tickets позволяют совершать поездки группами до 5 человек на территории одной федеральной земли во всех поездах ближнего следования, принадлежащих DB AG (S-Bahn, RB, IRE, RE), на большинстве частых линий, а во многих городах также и в наземном транспорте. Для городов Берлин, Гамбург и Бремен в зону действия включены и окружающие их федеральные земли Бранденбург и Ниж. Саксония или Шлезвиг-Гольштейн. Земельные билеты действительны по будням с 9.00 до 3.00 следующих суток, а по выходным и праздничным дням с 00.00 до 3.00 следующих суток.

Если вам в будни нужно двинуться в путь раньше 9.00, то необходимо дополнительно приобрести билеты до первой станции, остановка на которой производится после этого времени.

Иногда зона действия билета выходит за пределы федеральной земли. При этом праздничные дни, различающиеся в разных землях, учитываются лишь тогда, когда они объявлены праздничными в земле, выдавшей билет. К примеру, если в Баварии праздничный день, а в Баден-Вюртемберге - нет, то в баварском Меммингене, в котором действует Baden-Württemberg-Ticket, этот билет будет действителен в этот день лишь с 9.00.

Почти во всех землях существуют варианты земельных билетов для одиночек Сингл, а в некоторых есть также ночные билеты, позволяющие передвигаться с 18.00 до 06.00 (до 07.00 в ночь на птн, сб. и праздничные дни)

Купить билеты можно как в кассах, так и в автоматах - и DB, и общественного транспорта.
Класс вагона ограничен вторым. В соответствующее поле необходимо вписать имя лица, собирающего пользоваться билетом самую длинную часть маршрута, и при необходимости предъявить удостоверение личности. Цена Länder-Tickets колеблется в разных землях в интервале 25-30 евро, а вариант "сингл" стоит от 18 евро.

Случается, что оба групповых билета действуют в скорых поездах IC, но о такой удаче можно узнать лишь из объявлений диктора на вокзале перед приходом поезда.

На днях DB вновь запустил в продажу билет "Quer-durchs-Land-Ticket" - "Через всю страну из конца в конец". Билет действует в поездах S-Bahn, RB, IRE, RE и действителен для неограниченного числа поездок по всей территории Германии по будням с 9.00 до 3.00 следующих суток. Цена в автомате 42 евро, за каждого последующего пассажира (могут ехать максимум 5 человек) берется доплата 6 евро.

Прилагается карта из описания билета с указанием примерного времени в пути при передвижении местными поездами между некоторыми городами.

Изображение
Люди,помогите кто может!!! От обилия инфы голова пухнет, а результата всё нет:-(! Нам нужно доехать из а/п Мюнхена 04.07.13 в Зеефельд (Австрия), а потом 09.07.13 из Зеефельда перебраться в Гармиш. А уж 18.07.13 обратно в а/п Мюнхена. Нас: 3 взрослых+1киндер 5лет. А, кстати, какие-нибудь скидки пенсионерам не полагаются,случайно(едем с родителями 57 и 60лет)?
я думаю, что дешевле будет вам ехать по германии по баварскому билету, а на участок в австрии докупить обычные билеты. Баварский билет действует до первой станции на австрийской территории, т.е даже захватит кусочек австрии (розенфельд или что-то подобное, смутно помню, посмотрите по тому, какой маршрут будет вам выдавать дойчебан).

Или лучше смотрите на сайте австрийских ж-д билеты, может, повезет отхватить билет прямо из мюнхена в зеефельд за 19 евро с носа, но это промоушен. не всегда эти билеты есть. Если промо-билетов нет и на сайте дойчебана тоже промо-билетов нет, то, наверное, дешевле будет все-таки по баварскому билету.

Скидки для пенсионеров есть только для обладателей скидочной пенсионной дойчебан-карты, вроде бы, но могу ошибаться.
спасибо! Понабирала на DB,получилось:Мюнхен-Зеефельд самый дешевый на нашу компаху 88,80евро. Теперь встала загадка: это самый дешёвый или спецпредложения (в частности:путешествие компанией до 5чел), где-то ещё отдельно нужно поискать на сайте?
Lelikbuy :спасибо! Понабирала на DB,получилось:Мюнхен-Зеефельд самый дешевый на нашу компаху 88,80евро. Теперь встала загадка: это самый дешёвый или спецпредложения (в частности:путешествие компанией до 5чел), где-то ещё отдельно нужно поискать на сайте?
Этого я не знаю, нужно смотреть. В принципе, цена мне кажется очень даже хорошей, но я не помню, сколько стоит баварский тикет и не знаю, выдает ли его сайт т.к вы выбрали все же конечный пункт такой, который в этот тикет не входит. Но я думаю что с учетом того, что с баварским тикетом вам бы пришлось еще покупать отдельно билет на австрийский участки, я рискну предположить, что это все же очень хороший вариант. Но вы можете и дальше посмотреть и посравнивать.
Подскажите, пожалуйста, наиболее оптимальный вариант проезда из Мюнхена до Зальцбурга и обратно по баварскому билету!
Почему-то на сайте Немецких железных дорог никак не могу найти информацию о пересадке.
Хотим впятером съездить 30 июня, в воскресенье. В 9:14 стартует подходящий региональный поезд, в пути он 2 часа с несколькими минутами.
Обратно нашла вариант после 19 часов с одной пересадкой, но не могу понять, где эта пересадка, и сколько минут :(
Joy_Nata :Не могу сама разобраться как лучше из Берлина доехать до Гамбурга - поездом получается 325 евро на двоих, что крайне дорого (без пересадок). Может есть другой вариант? или что-то не поняла ан сайте ЖД дорог Германии. Буду признательна.
Поездка планируется 30 мая, назад в Берлин нужно вернуться 06 июня.
Конечно, запоздала с ответом, но может кому-то пригодится. Мы в прошлом году ехали из Берлина в Гамбург на поезде ICE всей семьёй (4 человека) всего за 95 Евро. Заказывали по Интернету через сайт DB
Приветствую! подскажите, пожалуйста, мне надо купить 2 билета на поезд из Дрездена до Готы, сейчас смотрю сайт DB BAHN (http://reiseauskunft.bahn.de/bin/query.exe/en?ld=9649..) , самый дешевый вариант, который мне предлагает- это электрички RE,RB (25 евро, тип Sachsen-Ticket )! но у меня возник вопрос, не возникнут ли проблемы с контролерами, ведь я из Саксонии переезжаю в Тюрингию, а билет, как я поняла, действует только по Саксонии? или если сайт выдает эти билеты, значит все в порядке?
о, я нашла ответ! действует, тк эти области объединены!
Sachsen-Ticket (Saxony-Ticket)
Sachsen-Anhalt-Ticket (Saxony-Anhalt-Ticket)
Thüringen-Ticket (Thuringia-Ticket)

This ticket is valid from Monday to Friday for one day of your choice from 9 a.m. until 3 a.m. of the following day on Saturday, Sundays and bank holidays from 0 until 3 a.m the following day. It can be used on all local trains (Interregio-Express, Regional-Express, Regionalbahn, S-Bahn) and the transport systems respectively in Sachsen, Sachsen-Anhalt and Thüringen.
Подскажите пожалуйста,
ребенок едет с сопровождающим бесплатно только до 14 лет, если 14 уже исполнилось в апреле 2014, на ребенка нужно покупать полный билет?
для турист_ка:
Нет, там бесплатно до достижения 15 (но только при путешествии с кем-то из родителей, бабушек или дедушек, что, впрочем, вряд ли проверяется, но должно быть указано при покупке билета).
Добрый день!
Уже как и многие, сломал себе весь мозг)
Хотим с девушкой поехать в январе из Праги в Будапешт, ночным поездом. Поезд EN477 Metropol, немецкий, так что спрашиваю именно здесь) На bahn.de пишет, что мест нет никаких.
На сайте Чешских ЖД билеты в лежачие (4-6-местные) и спальные купе есть. НО! нет возможности выбрать место ни туда ни туда. При этом в спальном купе дает выбрать только 3-местное размещение, 2-местное пишет что недоступно для данного типа билетов (First Minute offer). Но при этом если покупать ТОЛЬКО резервацию места, то 2-местные купе становтся доступными, но опять же без выбора конкретного места.

Собственно, вопросы:
1) На сайте bahn.de билетов нет вообще, а на сайте чешских ЖД билеты на этот же поезд есть - это как так?
2) Резервация места без выбора конкретного места - это как выглядит на практике? Не указан ни вагон не место, просто ищу любой вагон своего класса и занимаю любые 2 свободных места? Или места будут все же как-то за нами закреплены?
3) в спальных вагонах купе разделены на М/Ж, но, согласно правилам, если выкупить все купе, то можно ехать и вдвоем М+Ж в одном купе. Если мы, скажем, купим три билета с резервацией в 3-местном купе - как, опять же, решить вопрос с отсутствием указанного конкретного места? Не получится ли так, что эти 3 места будут в разных купе?
4) покупка билета без резервации, как я понял, на этот поезд не предусмотрена. Если я куплю самый дешевый билет с резервацией + докуплю резервацию на 2 места в 2-местном купе, это будет "законно"? Вопросов лишних ко мне не возникнет? Ну и опять же - как попасть вдвоем в одно купе?

Спасибо заранее большое!