Для специалистов турбизнеса

Турагентство (вопросы по открытию)

Добрый день, коллеги!
У меня компания, которая занимается обслуживанием физических и юридических лиц по иному направлению, чем туризм.
Но я планирую начать работать и в этой сфере. ООО у меня на упрощенке (15%).
На первое время основным направлением деятельности будет являться продажа путевок в санатории/дома отдыха/парк-отели Подмосковья и ближайших областей. Позже планируем работать и с туроператорами по выездному туризму.
Интересуют следующие моменты:
1. Сейчас, насколько я понимаю, мы будем в основном заключать агентские договоры с домами отдыха (то есть получать комиссионное вознаграждение за каждую поездку). Но в то же время предлагают и куплю-продажу. Что лучше и проще для турфирмы? И в чем разница – в плане ведения бух учета и формирования документов?
2. Не попадаем ли мы по факту в категорию «туроператор внутреннего туризма»? если заниматься еще продажами круизов по России, то там тоже просто агентская схема или это уже оператор?
3. Нужно понимать, какой нужен комплект документов, которые выдаются клиенту, который покупает путевку в дом отдых. Со всеми изменениями законодательства. И прогноз, что могут поменять сейчас.
4. У нас нет кассового аппарата и нам не хотелось бы его покупать. Планируем печатать приходники из 1С. Нужна ли нам при этом форма ТУР? Если да, то где они приобретаются? Или же можно все-таки обойтись без нее?
5. Нужны основные проводки по бух учету.
6. С туроператорами выездного туризма аналогичные схемы работы? Или документы и учет другой? Какие риски могут быть для турагентства при банкротстве туроператора?
7. Кстати, должен ли Генеральный директор иметь образование по специальности? Или опыт? Или все могут быть новичками? Раньше при лицензировании вроде были ограничения..
Если еще что-нибудь придумаю, напишу...)
для Sergey1986:
Добрый день.
Мне кажется, Вам лучше для начала почитать нормативные акты в той области, в которой собираетесь работать. Все вопросы об отнесении той или иной деятельности к туроператорской отпадут после прочтения короткого закона об основах туристской деятельности, на все вопросы по учету кассовых операций ответят положения о ведении кассовых операций (кстати, любой вменяемый бухгалтер независимо от вида деятельности фирмы сразу сказал бы Вам, что "приходники из 1С" без кассового чека или бланка строгой отчетности - БСО - недействительны и незаконны).

Основные проводки - это что? Чем они отличаются от "вспомогательных"? Одно дело написать проводку для какой-либо конкретной типовой операции, но создавать универсальную энциклопедию бухучета в туризме - дело глупое и неблагодарное.

Что такое "комплект документов со всеми изменениями законодательства", я не понимаю. Как можно спрогнозировать все дальнейшие изменения - тем более.

Лицензирования для турагентов сейчас нет, так что гендиректор может быть хоть учеником дворника без опыта работы. Лишь бы человек хороший. :)

Банкротства ТО ничем прекрасным для ТА не оборачиваются. Даже если договор надежно защищает от попыток туриста стрясти деньги с вас, все равно остается и нервный период, и удар по имиджу ("вы меня не предупредили"), и желание бросить всё к чертовой матери и "переквалифицироваться в управдомы". Есть шансы, что при неосторожном подходе к договорам и документообороту компенсировать ущерб туристу придется из собственного кармана. Так что думайте, составляйте бизнес-план оценивайте риски и лишь тогда создавайте ТА. А пока все эти разговоры из серии "а не спеть ли мне песню а-а-а любви-и-и" - это разговоры ни о чем.

Попробуйте конкретизировать свои вопросы, пожалуйста, предварительно поговорив со своим бухгалтером (ведь у Вас уже есть своя фирма в другой области). Так будет продуктивнее.
Alex, ну в Законе все очень расплывчато... Я же по сути собираюсь продавать не туристический продукт, а продавать путевки (т.е. по сути только проживание) в дом отдыха. То есть получается, если бы я еще включал в договор цену за билет на поезде или самолете, то это уже тур продукт будет? (т.е. туроператорская деятельность?) а дом отдыха - является оператором что ли?
По поводу БСО я понял, я так понимаю нужна форму ТУР-1 или как-то так она называется.. Где их можно заказать/купить? или можно где-то купить сами номера?
Основные проводки - это пришел клиент, купил путевку в дом отдыха. Затем я перечислил за вычетом КВ деньги дому отдыха. Это как пример.
Комплект документов - это форма договора, по которой ко мне будет минимальное количество претензий))) Ну и вообще, что еще я обязан давать в случае покупки путевки?
Ну и Вы не ответили на главный вопрос - по какому договору с ТО или с домами отдыха лучше и проще работать для меня?
Бухгалтер, к сожалению, не занимался туризмом никогда...=(
Sergey1986 :Alex, ну в Законе все очень расплывчато... Я же по сути собираюсь продавать не туристический продукт, а продавать путевки (т.е. по сути только проживание) в дом отдыха. То есть получается, если бы я еще включал в договор цену за билет на поезде или самолете, то это уже тур продукт будет? (т.е. туроператорская деятельность?) а дом отдыха - является оператором что ли?
Ничего расплывчатого не вижу. Если Вы продаете НЕ турпродукты, то на основании чего себя (или дом отдыха) считаете туроператором? Еще раз посмотрите про состав комплекса услуг, который определяет турпродукт.
Sergey1986 :По поводу БСО я понял, я так понимаю нужна форму ТУР-1 или как-то так она называется.. Где их можно заказать/купить? или можно где-то купить сами номера?
На практике это давно уже не применяют. Муторно слишком по ряду причин (например, оформление частичной оплаты или возврата). Рекомендую просто взять кассовый аппарат и дополнять квитанцию ПКО чеком.

Sergey1986 :Основные проводки - это пришел клиент, купил путевку в дом отдыха. Затем я перечислил за вычетом КВ деньги дому отдыха. Это как пример.
С комиссионным вознаграждением не всегда дела обстоят именно так. Иногда оно рассчитывается по результатам месяца и денежные потоки выглядят иначе. Зависит от договора.
Почему я Вас направил к бухгалтеру: дело в том, что при УСНО 15% Ваша фирма ведет книгу доходов и расходов, а бухучет ведется в эдаком "кастрированном" виде (достаточном для формирования годового баланса с приложениями). Полновесного учета в общем-то нет (т.к. нет полновесного налогообложения), поэтому схема проводок может быть предельно упрощена и отдельные операции вообще выноситься на так называемые "специально разработанные регистры". Бухгалтер должен быть в курсе, т.к. уже ведет другую фирму по той же модели налогообложения. И неважно, что это не было туризмом. Определение фин.результата кассовым методом должно быть ему знакомо.
Sergey1986 :Комплект документов - это форма договора, по которой ко мне будет минимальное количество претензий)))
Форму договора Вам скорее всего будут навязывать конкретные ТО или дома отдыха. Вы вряд ли сможете создать одну универсальную. Лучше посмотрите типовую форму договора, которую предлагает каждый Ваш потенциальный партнер (ТО, дом отдыха). Нередко она не только регламентирует Ваши отношения с самим партнером, но и устанавливает рекомендованную или обязательную форму договора с туристом.
Sergey1986 :Ну и вообще, что еще я обязан давать в случае покупки путевки?
Договор, ПКО+чек(или БСО вместо чека), при желании (и для пущего спокойствия) акт по факту передачи туристу полного комплекта подтверждающих документов.
Sergey1986 :Ну и Вы не ответили на главный вопрос - по какому договору с ТО или с домами отдыха лучше и проще работать для меня?
См. выше. Форма договора зависит не от Вас. ТО не будут подстраиваться под каждого агента.